ВСЕ ВЫСТАВКИ
«Лицо. Образ. Время. Изображение человека в искусстве: от модернизма к современности»
18 сентября - 13 декабря, 2009
История изображения человеческого тела и лица от первых антропоморфных рисунков, архаических масок до современных экспериментов, воплощённых в живописи, скульптуре, перформансе, видеоарте, инсталляции, отражает самоощущение человека, его бытование в мире, то, как общество идентифицирует себя и современную ему культуру.
В отличие от западного искусства, где образ человека, поднятый на пьедестал эпохами Античности и Возрождения, стал существенной составляющей «культурной памяти», в России подобные изображения появляются лишь в XVI веке в виде парсуны, превратившейся в традиционный портрет в начале XVIII века.
В русской культуре, обращенной к духовному, изображение человека долгое время было табуировано и считалось греховным (кроме иконы и парсуны, на которой также изображался «лик», а не лицо). Произведения в жанре «ню» в русском искусстве встречаются нечасто; в них присутствует некая скованность, стыдливость, не допускающая, за редким исключением, свободной интерпретации, исследования, переживания темы телесности, столь характерных для западного искусства.
В начале XX века традиционная жанровая структура претерпевает существенные трансформации, знаменующие наступление новой эпохи, провозглашает отход от постренессансной гуманистической концепции искусства, где человек был средоточием внимания художника. На первый план выходит художник-авангардист, создающий новую художественную вселенную. Изображение человека, будь то портрет, фигура или группа, превращается в лабораторию для экспериментов с художественной формой, становится неким материалом, с помощью которого автор активно демонстрирует личную художественную стратегию, вступая в открытый диалог с философским и общекультурным контекстом своего времени и искусством предшествующих эпох.
Организаторы выставки стремились прочертить основную линию развития темы, сопоставить произведения разных эпох, культур и стилей, показать интересные параллели и противопоставления, диалог между западным и русским искусством, а также бытование образа человека, навеянного художественными практиками прошлого, в современных художественных дискурсах.
Выставка была построена как по тематическому, так и по хронологическому принципу. Экспозицию разделили на три большие части: русское искусство конца XIX — начала XX века, русское искусство с 1917 по 1985 год, русское и западное искусство с середины 1980-х по 2008 год.
В каждом периоде было выделено несколько сюжетов-направлений, демонстрирующих смену художественных ориентиров в интерпретации образа человека, характерных для того или иного времени: «Из академии в модернизм», «От авангарда к советскому искусству», «Другое искусство», «Образ человека в эпоху масс-медиа и глобализации».
Один из лейтмотивов выставки - изображение человеческого лица. В экспозиции было представлено несколько разделов, посвящённых портрету и тем видимым изменениям, которые происходят в этом традиционном жанре на протяжении XX и теперь уже XXI века.
На выставке экспонировались произведения одной из крупнейших частных коллекций, собиравшейся на протяжении пятнадцати лет. Мы надеемся, что посетители открыли для себя новые имена в увлекательном мире современного искусства.
Выставка проходила в рамках программы специальных проектов 3-ей Московской Биеннале Современного искусства.
Идея проекта: Екатерина и Владимир Семенихины
Куратор: Александра Харитонова
Дизайн выставки: Константин Ларин