ВСЕ ВЫСТАВКИ

Сверхчеловек – недоросль

Персональная выставка Ольги Киселёвой.

5 сентября – 10 ноября 2019

Возрастное ограничение: 6+

Ольга Киселёва – одна из центральных представителей международного сайнс-арта – искусства, использующего научные знания и технологии. В своих работах художница обращается к точным наукам – новейшим отраслям биологии и физики, а также к политическим и социальным исследованиям. Мастерская-лаборатория Киселёвой в тесном сотрудничестве с научными центрами Сорбонны проводит эксперименты и подтверждает выдвинутую художественную гипотезу, строго соблюдая научные методы, принятые в соответствующей области исследования.

Проект в залах Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» получил название Сверхчеловек – недоросль. Это цитата выдающегося философа-футуролога, основателя русского космизма Николая Фёдорова. Так называется одна из его статей, посвящённая критике позиций Фридриха Ницше. Но выставка не о Ницше. Проблема самосознания себя в качестве сверхчеловека, переоценки собственных возможностей и значимости прошла через века и принимает в наше время всё более удивительные и тревожные формы. Сегодня человечество полагает себя всесильным хозяином мира, способным регулировать не только процессы, идущие внутри человеческой цивилизации (которые, кстати, нам регулировать пока не удаётся), но и природные, и даже космические явления. Именно в этом смысле современный человек, щедро экипированный айфонами, сенсорами, датчиками и другими гаджетами, чувствует себя сверхчеловеком, всё ещё оставаясь недорослем по отношению к Высшему Разуму, воплощенному в природе, в космосе и в философской мысли.

В своих работах Ольга Киселёва обращается к темам, обозначенным Фёдоровым как «коперниканская архитектура», «призрачная автономия», или «идеографическое письмо», через эксперименты по восприятию времени и пространства, территориальной динамики, по обозначению альтернативных форм интеллекта путём изучения и восстановления древнего будущего знания. Результаты этих исследований будут представлены на выставке в серии инсталляций, созданных in-situ, а также посредством документации нескольких масштабных проектов, реализованных Киселёвой в культурных и научных институциях в разных частях света.

Открывала выставку видеоинсталляция Как дела? (How are you?) – видеозапись ответов на вопрос "How are you?" (Как дела?), снятых в различных местах: на вернисаже Венецианской биеннале, в буддийском монастыре в Тибете, Силиконовой долине в Калифорнии, и документация перформанса После нефти (Post Oil Utopia) – мультимедийного проекта, посвящённого глобальному истощению запасов нефти и попытке представить модель будущего общества, функционирующего без необходимой зависимости от единого ресурса.

Вопрос динамики пространства раскрывался в инсталляции Конкистадоры (Conquistadors), созданной специально для выставки «Документа» (Кассель, Германия). В этой работе художница рассматривает деятельность крупных корпораций, которая охватывает всё больше сфер и пространств.

Темы призрачной автономии и манипуляции изображением, вернее, манипуляции информацией, нашли отражение в работах Ольги Киселёвой, основанных на биоинтерфейсах и нейроисследованиях, – например, в видеоинсталляциях Ваш автопортрет (Your Self Portrait) и Имиджмейкеры (Imagemakers), документации проекта, прошедшего в Музее Баухауз, – интерактивной скульптуры Специально для Вас (Custom Made).

Проект Наше время (It's time) представляет собой видеодокументацию инсталляции в Лувре – это часы, показывающие так называемое «объективное время», отражающее состояние местного сообщества.

В залах Фонда было представлено панорамное видео, документирующее перформанс Бесконечность (Contre-Temps), прошедший в июле 2019 года в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. По замыслу художницы, перфоманс, посвящённый идеографическому письму, отражает бесконечность и преемственность культуры индустриального производства, этот современный способ связи с бессмертием природной материальности.

Одна из важнейших тем в творчестве Киселёвой – цифровые теги. Инсталляция Перекрестные миры (CrossWorlds) затрагивает тему политической, экономической, культурной истины, цензуры и пропаганды. Теги ведут зрителя по неизведанному лабиринту, подчёркивая важность размышление над их информативной составляющей, возникающей при считывании тега устройством. Развитие и кульминацию эта тема тегов получила в инсталляции Хрустальный сундук (Vice Box). В этой работе Ольга Киселёва рисует портрет современного общества, собрав вместе все его пороки и недостатки.

На выставке была представлена серия работ К вопросу о двух разумах, созданных в рамках проекта Рабочий стол парфюмера (Perfume Organ) для Фонда Louis Vuitton. Разработанный в тесном сотрудничестве с психологами, неврологами и ольфактологами проект исследует чувственный мир восприятия невидимых воздействий. Художница уделяет особое внимание медиа и материалам будущего, в частности, ольфактивным инструментам, электромагнитным и звуковым волнам. При помощи нескольких объектов и их визуальной интерпретации Ольга Киселёва создает настоящий лабиринт чувств.

На выставке в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», как и в других своих проектах, Ольга Киселёва выступила в роли художника-исследователя. Несмотря на высокую долю научной и технологической составляющей эстетика в каждом её произведении остаётся чувственной, а высказывание – концептуальным, редкое качество в мире технологического искусства и сайнс-арта.

Ольга Киселёва закончила Художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. Продолжила обучение в Университете Калифорнии и Колумбийском университете (г. Нью-Йорк), где сфокусировала своё внимание на видео-арте и мультимедиа, защитила диссертацию по теме видео и цифрового искусства. В 1998 г. была приглашена к преподаванию в Сорбонне, где с 2007 года занимает должность профессора и директора Международного Института Искусства и Науки. Является членом Учёного Совета Сорбонны и основателем лаборатории Art&Science, а также приглашённым профессором программы Art&Science в ИТМО (г. Санкт-Петербург). Работы Ольги Киселёвой были представлены в Парижском Музее современного искусства, Музее современного искусства Рейна София в Мадриде, Центре Жоржа Помпиду в Париже, Музее современного искусства KIASMA в Хельсинки, MOMA в Нью-Йорке, Музее современного искусства Гуггенхайм в Бильбао, ГЦСИ в Москве и Нижнем Новгороде, Русском Музее в Санкт-Петербурге, а также на многих международных выставках и биеннале.

 

График работы

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00 (вход до 19:30)
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка