ВСЕ ВЫСТАВКИ
Другие пространства
Мастерские художников в объективе Георгия Кизевальтера
9 декабря 2021 - 27 февраля 2022
Возрастное ограничение: 18+
Куратор: Елена Куприна-Ляхович
Выставка посвящена неофициальной художественной жизни Москвы 1980-х годов. В экспозицию вошли сделанные Георгием Кизевальтером фотографии мастерских художников-нонконформистов позднесоветского времени, а также работы самих мастеров, созданные в тот период. Выставка объединила как ранее незнакомые, так и хорошо известные публике произведения из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, коллекций Музея МАНИ, Михаила Алшибая, Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича, Георгия Кизевальтера.
Сегодня имена представителей художественного андерграунда советской эпохи прочно вошли в историю отечественного и зарубежного искусства. Произведения Ильи Кабакова, Никиты Алексеева, Эрика Булатова, Франциско Инфанте и многих других в наши дни широко известны не только специалистам, но и всем ценителям современного искусства. Однако мы не всегда помним, что работы художника создаются не в пустоте, а в пространстве мастерской, которая является неотъемлемой частью не только творческого процесса, но и личности её хозяина.
В середине 60-х годов прошлого века французский философ Мишель Фуко ввёл в обиход понятие «гетеротопии» как некоего иного по отношению к окружающему миру культурного пространства, которое в чём-то является отражением внешней среды, но, одновременно противоречит ей и преобразует её. Это «мир внутри мира» с собственной микросредой и особыми отношениями между его обитателями.
Мастерские советских неофициальных художников вполне можно представить в виде подобных гетеротопий, где, по меткому выражению искусствоведа и куратора Андрея Ерофеева, в пространстве «комнатной матрицы» рождались новые художественные и культурные смыслы, внесшие впоследствии немаловажную лепту в крушение советской идеологии и появление нового типа отечественной культуры. Именно поэтому главным героем выставки стала мастерская.
В экспозиции представлены уникальные фотографии художественных мастерских 1970-х и 1980-х, сделанные Георгием Кизевальтером. На снимках запечатлены интерьеры помещений, моменты творческого процесса и уже готовые работы, разлетевшиеся сегодня по коллекциям всего мира, вернисажи подпольных выставок и просто дружеские посиделки, одним словом, все те мелкие детали, которые позволяют зрителю окунуться в эпоху, почувствовать её атмосферу и вкус. Фотоэкспозицию органично дополняют произведения, созданные художниками в этих мастерских.
«Отправляясь по вечерам в чью-нибудь мастерскую в советские годы, я всегда был полон предвкушением новых впечатлений, неожиданных знакомств и поразительных работ художников, о которых я был уже наслышан в среде своих друзей, но по легко объяснимым причинам не имел никогда возможности видеть их творчество в публичном пространстве. Это было странное, по некоторым признакам почти шизофреническое время, характеризовавшееся раздвоенностью сознания и обозначенное впоследствии в истории как время застоя, где во «внешнем», «правильном», мире царила серость, скука и казёнщина, а в мире «внутреннем» — и в данном случае мы говорим не о душевном мире, а о закрытых от посторонних глаз интерьерах необычных квартир, частных «салонов» и мастерских, – можно было обнаружить ошеломляющие проявления неортодоксального духа и свободной мысли, находившихся в полном противоречии с жизнью «снаружи», – рассказывает Георгий Кизевальтер.
Мастерскую художника, пропитанную его творческой энергией, необходимо рассматривать как одно из его произведений, обращая внимание, в том числе, и на окружающий контекст. Для мастерской таким контекстом, безусловно, является её топография. Поэтому фотографии на выставке дополнены сведениями об истории и культурных особенностях округа, района улицы и дома, где были расположены мастерские. Это позволяет зрителю совершить своего рода путешествие по давно исчезнувшим гетеротопиям большого города, пространства которых в итоге выплеснулись за окружавшие их рамки и стали значимой частью нашей современности.
Георгий Кизевальтер (1955, Москва) – российский художник-концептуалист, фотограф и публицист. Один из основателей группы «Коллективные действия» и участник большинства акций группы с 1976 по 1989 год. В 1982 – 1996 годах – член движения AptArt (АптАрт) и «Клуба авангардистов», один из составителей Московского архива нового искусства (МАНИ). В 1982 – 1983 годах совместно с Вадимом Захаровым выпустил альбом «По мастерским №1». Альбом «По мастерским №2» был подготовлен Кизевальтером в 1985 году. Автор передач на радио «Свобода», книг и публикаций по современному искусству и истории фотографии.