ВСЕ ВЫСТАВКИ
Прибытие поезда
23 марта – 20 мая 2018
Возрастное ограничение: 6+
Организатор: Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО»
Партнёр: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Спонсор проекта: Группа компаний «Стройтэкс»
Кураторы: Виталий Пацюков, Екатерина Дракунова, Анастасия Козаченко, Светлана Макеева
Архитектор выставки: Константин Ларин
Масштабный выставочный проект «Прибытие поезда» объединил свыше ста работ отечественных и зарубежных художников. Экспозиция рассказывала о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническим символом перемен и неумолимого движения истории вперёд.
Именно образ поезда и связанные с ним смысловые контексты обогатили актуальное искусство и открыли особое пространство художественных коммуникаций. Техногенный мир, возникший в период рождения машинных аппаратов, обрёл свою уникальность и полноту именно с приходом в цивилизацию железных дорог, с возможностью перемещаться в любую точку планеты, передвигаясь по её поверхности, тоннелям и мостам.
Образ поезда выступал организующим элементом выставки, что напрямую выражалось в архитектурном решении – зрителя буквально приглашали зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу, и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.
Виталий Пацюков, куратор проекта:
«Наш поезд движется через узловые точки культуры и социальной реальности, преодолевая временные пласты и огромные территории. Мы видим его образ в разных формах, разных жанрах и техниках – в документальной хронике, первом веке немого кинематографа, кино-авангарде и видео-арте, в живописи, музыке и литературе.
Мы путешествуем, пересекая арт-территорию Европы, России, США, соединяя в единую целостность страны, их культуру и историю. Здесь нам встречается и траурный поезд с телом Ленина, и поезд Великой Победы, и вагон, который возвращает из Германии почившего Чехова в морозильном отделении для устриц, и индустриальные поезда Транссибирской магистрали, отправленные в будущее.
Прорываясь в новую информационную эпоху, поезд выступает и как носитель новой информации, новый символ коммуникации, образ прогресса, который проходит через всю историю нашей цивилизации. Мы показываем его максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически. Зритель не просто присутствует, он фактически едет в этом поезде, присоединяется к этому пространству и влияет на него».
В начале экспозиции посетители попадали в «Исторический поезд». Образность железных дорог мгновенно принял на вооружение кинематограф: зрителя встречали братья Люмьер и их «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», впервые представленное публично больше столетия назад, а также «Необыкновенное путешествие» Жоржа Мельеса, «Бесшумные поезда» Эдисона и фильмы Ман Рэя, рожденные ритмами раннего джаза. Лейтмотивом раздела выступала Транссибирская магистраль, волновавшая умы многих представителей европейского авангарда.
Железнодорожные коммуникации здесь превратились в связующий фактор между отечественной культурой и мировой историей. В видео-композиции «Транссибирская сюита» Владимира Смоляра визуализировалась метафора продвижения поезда сквозь художественное пространство евразийского континента. На фоне двигающегося состава, под ритм стука колес, наложенного на «Симфонию № 8» Дмитрия Шостаковича, проносились ключевые полотна века – «Солдаты» Михаила Ларионова, «Крестьяне» Казимира Малевича, «Летающие» Марка Шагала и образы орфического кубизма Сони и Робера Делоне. Завершал эту часть экспозиции знаменитый видеоролик на песню Бориса Гребенщикова «Этот поезд в огне».
Раздел выставки «Миростроительное депо» рассказывал о достижениях советского кинематографа 1930-х годов через фрагменты фильмов «Симфония Донбасса» Дзиги Вертова, «Пасифик 231» Михаила Цехановского и «Кинопоезд» Александра Медведкина. Дальше мы переносились в Америку, где тема поезда получила яркое выражение в стилистике вестернов и мюзиклов, таких как «Большое ограбление поезда» и «Серенада солнечной долины».
Далее поезд въезжал на территорию современной культуры, представленной триптихом “Take a Train” Владимира Янкилевского, видео-артом Марины Фоменко и Александры Митлянской, ехал через Европу в работе русской голландки Марины Черниковой и прямо оттуда переносил нас в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. Время и пространство выставки были выстроены нелинейно: в двухканальной видео-инсталляции Натальи и Валерия Черкашиных мы заходили в вагон подземки на Таймс-сквер, а выходили на Красной площади.
В «Депо» представили оригинальные работы советских художников в технике фотомонтажа и оригинальные конструктивистские плакаты, воспевающие индустриальную мощь поездов. Здесь же зритель увидел металлизированную инсталляцию Аллы Урбан и проект, соединяющий визуальный контекст «Большого стекла» Марселя Дюшана с акустикой Джона Кейджа.
Заключительный раздел выставки «Место действия – поезд» обогащал смысловое поле проекта отсылками к образу поезда в художественной литературе, театре и живописных работах классиков второго русского авангарда.
Открывала раздел новая работа Константина Батынкова «Композиции с образом поезда», рифмующаяся с фото-инсталляциями Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивной хроникой прибытия легендарного «Поезда Победы» 10 мая 1945 года. Этот зал позволял увидеть новейшие живописные системы – композиции Ильи Кабакова и Эрика Булатова, работы Семена Файбисовича, Павла Отдельнова и Игоря Ширшкова, рассматривающие связи между традицией и возможностями новой визуальной оптики. Одно из ключевых полотен раздела была соц-реалистическая работа Кузьмы Николаева «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» из коллекции «РОСИЗО».
Литературно-театральные ассоциации были представлены в «зале Анны Карениной», отмеченном своеобразным эпиграфом – объектом Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, предлагающей новою драматургию романа, где творческая игра ребёнка предотвращает гибель героини Льва Толстого. Дополнял эту тему стремительно мчащийся поезд Анны Ефремовой, передвигавшийся в «обратной» перспективе Павла Флоренского, соединяя прошлое и будущее нашей истории и приглашая войти в магический «вокзал для двоих» Леонида Тишкова. Яркий, устремляющийся на нас свет фонаря этого поезда открывал ностальгическую тотальную инсталляцию Александра Бродского – плацкартный железнодорожный вагон, равномерно покачивающийся, мерцающий своими окнами и обращенный к культурной памяти нашего детства. Особое место в этой «философской» арт-территории занимал «кабинет» Вадима Абдрашитова, мастера новейшего кино-языка, использующего образ поезда в радикальной социо-культурной драматургии.
Завершалась выставка бесконечной протяженностью звукового образа локомотива, интегральным акустическим проектом Сергея Филатова, транслирующим свой сигнал в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача «Следующая станция Chinatown» (Россия – Китай).
Стрела Транссибирской магистрали здесь устремлялась на Восток, где зритель и заканчивал свое путешествие, переживая феномен поезда в контексте культуры последнего столетия и открывая в своём сознании новые формы существования в нашей техногенной реальности.
Организаторы и кураторы выставки выражают благодарность Фонду культуры «ЕКАТЕРИНА» и лично его основателям Екатерине и Владимиру Семенихиным за предоставленные на выставку работы из коллекции, а также оказанную поддержку в организации и проведении проекта.