ВСЕ ВЫСТАВКИ
Ожидание действия / Suspense
Персональная выставка Виктории Малковой и Полины Москвиной
17 сентября – 13 декабря 2015
Возрастное ограничение: 6+
ПРОЕКТ В РАМКАХ 6 МОСКОВСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Организаторы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Е.К.АртБюро
Спонсор проекта: ГК «Стройтэкс»
Обращаясь к актуальной «молодёжной» тематике, авторы проекта «Ожидание действия / Suspense» поднимали проблему выбора художника, размышляли о его возможности по-новому взглянуть на обыденные вещи и праве превратить повседневный хлам в подлинное произведение искусства. Используя методы археологов и опыт исторической реконструкции, они восстанавливали «культурный слой» наших дней из отбракованных фотоснимков и неудавшихся селфи.
Нынешний век высоких скоростей и мобильных технологий позволяет фиксировать все случайные моменты нашей жизни, но не оставляет времени для их осознания и эмоционального переживания. Впечатление от горного пейзажа, спортивного состязания или яркого костюма сноубордиста «проживёт» около минуты, пока эффектный пост будет виден в ленте социальных сетей. Вырвав эти моменты из потока времени и переведя их в категорию искусства, художники создают новое пространство, позволяющее переосмыслить знакомые сюжеты и образы.
Для достижения своей цели авторы проекта, традиционно работающие в жанре инсталляции, обратились к классическим видам изобразительного искусства – живописи и скульптуре. Часть представленных на выставке работ действительно являлась живописью и скульптурой в их традиционной ипостаси. Неудачные ракурсы селфи, неловко «обрезанные» пейзажи и другие случайные композиции обрели новое звучание благодаря необычайно эффектным живописным решениям, которые придали работам статус самостоятельного арт-объекта.
Однако на протяжении экспозиции с ними происходили заметные метаморфозы: живопись превращалась в трехмерную инсталляцию, порой вступающую в непосредственный контакт со зрителем, а полихромная скульптура стремилась передать момент незавершенного движения.
Герои работы, давшей название всему проекту, ждали своей очереди на спуск с горы и сильных ощущений, а художники – эмоциональной реакции зрителей, невольно вовлеченных в сам процесс ожидания. Вместе с ними ждала своего преображения и классическая многофигурная композиция, составленная в квазиархаичный триптих. Вместо логической законченности сюжета, предполагаемой таким форматом, перед зрителем предстали две формы саспенса (пассивная и активная) и загадочная пустота зияющего белизной центра, в котором действие либо уже свершилось, либо ещё не началось.
Серия «Траектория / Trajectory» состояла из трёхмерных щитов, которые направляли движение зрителя по залу и одновременно имитировали трассу для слалома. Здесь живописные полотна, согнутые под углом, подобно смятой фотокарточке, образовывали трехмерную свободностоящую форму, отчасти принимающую на себя функцию скульптуры. А в представленной в последнем зале выставки инсталляции «След / Track» живопись имитировала составной экран для трансляции спортивных соревнований. Инсталляция сопровождалась звуком: слышался шум ветра в горах, движение спортсменов по склону. Но на гигантском поле экрана, составленного из восемнадцати квадратных холстов, были видны только следы досок и лыж – белоснежное поле также находилось в напряженном «ожидании действия».