ВСЕ ВЫСТАВКИ
Бубновый туз
Персональная выставка Олега Целкова
4 июня - 10 августа 2014
В рамках традиционной летней программы показа персональных выставок ведущих представителей российской художественной сцены, Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представил выставку Олега Целкова, приуроченную к восьмидесятилетию художника.
Олег Целков – один из ярчайших представителей круга неофициальных советских художников, прошедший незаурядный и сложный путь от подпольных выставок до всемирной известности. Сегодня Олег Целков является одним из самых заметных русских художников на мировой художественной сцене. Работы Олега Целкова находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Музея Стеделейк (Амстердам), Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Русского музея, музея Циммерли Университета Ратгерса (Нью-Джерси, США) и других крупных государственных и частных коллекциях.
На выставке в залах фонда были показаны более 45 произведений, охватывающих период с 1968 по 2011 год, из собрания автора, государственных музеев и частных коллекций. Это была первая московская экспозиция, представляющая творчество художника в такой полноте – от ранних работ до совсем недавних произведений.
Главные герои полотен Целкова - «морды», «маски», «личины» - появились ещё в 1960-е годы и стали отличительной и самой узнаваемой чертой его живописи.
«Кто они? В каких глубинах моего сознания, родились они и заставили меня самого же вглядываться в них? Какие черты живших, живущих и будущих жителей земли соединили они в своем облике?» (Олег Целков «Групповой портрет с арбузом», 1978).
Масштабные полотна художника, сочетающие в себе лаконичность и монументальность, яркость цвета и тончайшую передачу полутонов, с невероятной силой притягивают зрителя и одновременно вызывают отторжение.
Олег Целков обладает эксцентричным характером, стоит «особняком», никогда не вписываясь в общепринятые системы. Название выставки было предложено самим художником. «Бубновыми тузами», как известно, называли каторжников. Для Целкова - это не столько фигура артиста, стоящего на котурнах, сколько образ лихого хулигана, характерного персонажа «низовой» культуры, одинокого каторжника, апатрида.
«Почему «Бубновый Туз»?» – продолжает Целков – «Отвечу строками великих русских поэтов. Из Владимира Маяковского:
А там расстреливайте,
Вяжите к столбу!
Я ль изменюсь в лице!
Хотите -
Туза
налеплю на лбу,
Чтоб ярче горела цель?
Из Александра Блока, поэма «Двенадцать». Вслед за Христом, шагают солдаты революции:
В зубах цигарка, примят картуз
На спину надо бубновый туз!
И трагические строчки Сергея Есенина:
Ах, луна влезает в раму,
Свет такой, хоть выколи глаза...
Ставил я на пиковую даму,
А сыграл бубнового туза.
И - закончу: «Бубновый туз» созвучен «Бубновому валету», которым назвали себя мои предшественники русские художники, картины которых, спустя 40 лет, учили меня, юнца, делать мои первые шаги».
Как и в творчестве художника, в выбранном названии выставки, обращённому к образу «бубнового туза», соединяются одновременно и злость, и невероятная самоирония, даже юмор, и, безусловно, элемент эпатажа - отсылка к «Бубновому валету» - ярчайшему художественному явлению XX века. Для творчества Олега Целкова характерны подобные сравнения. Художник всегда восхищался творчеством Ван Гога, Рембрандта, позднего Малевича. Его картины сравнивают с примитивизмом Анри Руссо, произведениями Фернана Леже, экспрессионизмом, театральным декоративизмом, сюрреализмом. Однако, несмотря на возникающие параллели со многими формами европейского модернизма, живопись Целкова, как и его личность, отличает исключительная самобытность.