ВСЕ ВЫСТАВКИ
Сергей Шеховцов «Короткий монтаж»
14 июня - 11 августа 2013
В рамках программы показа крупных персональных выставок российских художников, Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» и XL Projects представили вниманию зрителей проект Сергея Шеховцова «Короткий монтаж».
Сергей Шеховцов – один из самых ярких представителей современной художественной сцены. Участник более ста выставок, как в России, так и за рубежом, в том числе 26 Биеннале в Сан-Паулу (2004), фестиваля «Европалия 2005», экспонент российского павильона на Венецианской биеннале (2009).
Новый проект в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» - первая в Москве масштабная выставка художника, в рамках которой были показаны более 40 произведений - скульптур, объектов и инсталляций, созданных Сергеем Шеховцовым за прошедшие десять лет.
Сергей Шеховцов учился на живописца, но на сегодняшний день является одним из самых известных современных скульпторов. В качестве основных материалов он выбрал самые "мягкие" из возможных для скульптуры материалов - поролон и пенопласт.
«В 2001 году возникло ощущение мира как мягкой, аморфной, обманчивой материи. И первый проект хотелось сделать о том, что окружающий мир – это иллюзия. В целом это было поп-артистское высказывание, а обработка материала граффитистским инструментом усиливала ощущение иллюзии. Важны были фактура, история про мягкость и твердость... Но я много смотрел, анализировал и, думаю, выбрал правильно – в том числе и материал: из него можно создать целый мир, использовать и так, и этак. И своя философия у него есть. Но наступил момент, когда это стало не так важно, я начал скрывать материал – он может казаться гипсом или пластиком, любые обманки можно делать... С поролоном можно много чего еще придумать».
(из интервью Сергея Шеховцова Фаине Балаховской)
Персональная выставка является для любого художника своего рода испытанием - подведением промежуточных итогов, поводом для анализа собственного творчества. Пространство выставочных залов фонда стало для Сергея Шеховцова отправной точкой в выстраивании драматургии выставки, которую условно можно обозначить как постепенное перетекание, переход в иной жанр – трансформацию скульптуры или объекта в инсталляцию.
Название выставки - «Короткий монтаж» - соответствует и задаче художника и типу организации выставки. Экспозиция состояла из произведений, представленных по отдельности на разных площадках, но в каждом отдельном случае практически каждая инсталляция претерпевала и претерпевает формальные, а, следовательно, и смысловые трансформации, перемонтируется, сообразно и месту, и времени проведения выставки. Мягкие материалы легко поддаются этим трансформациям или «короткому монтажу», а их пластичность позволяет не только смешать смысловые акценты, но и трансформировать скульптуру в инсталляцию и наоборот. Таким образом, и пластичность материалов, и дарование автора позволяют практически в каждой его выставке разворачивать или сворачивать ту или иную работу, согласно замыслу художника и выводить на передний план драматургию организации пространства в качестве основного «инструмента». Экспозиция представляла собой не столько привычное хронологическое выстраивание произведений, а скорее попытку выделить главные темы и мотивы, расставить акценты, сконструировать и формальное пространство, и свободу интерпретаций для каждой представленной работы.
«Короткий монтаж» - выставка о времени, в прямом и переносном смысле этого слова, его изменчивости, текучести и постоянном смешении и смещении акцентов. Инсталляция «Трон», начиненная видеокамерами, в ином контексте и с использованием метода «короткого монтажа» могла бы быть интерпретирована как «инопланетный престол», с отчетливой отсылкой к фантастическому фильму «Tron»; бегущие к «Трону» собаки - как сценка из жизни животных на задворках городских окраин, а произведение «Big Battle» - как внутреннее пространство компьютерной «стрелялки». Но в итоге, в контексте данной выставки эти работы трансформировались в довольно жесткую и, отчасти, пессимистическую оценку реальности вокруг: специфики жизни большого мегаполиса, политического климата страны, предчувствия грядущих мировых катаклизмов...
В экспозиции были представлены наиболее известные зрителям произведения, такие как «Метро», «Банкомат», инсталляции «Кинотеатр», «Трон» и «Big Battle», композиция «Easy Rider», впервые показанная на Венецианской биеннале, а также ряд новых объектов и инсталляций.
15 июня в Фонде состоялась встреча с Сергем Шеховцовым в рамках выставки «Короткий монтаж». На встрече в фонде Сергей Шеховцов рассказал о своем творчестве, о том, какие периоды в истории мирового искусства, как классического, так и современного, привлекали и привлекают его внимание, как к нему пришла идея делать скульптуру из недолговечного и бросового на первый взгляд материала, показал самые ранние работы и наглядно продемонстрировал как можно создать произведение искусства из куска поролона.
Организаторы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», XL Projects
Куратор – Елена Селина