ВСЕ ВЫСТАВКИ
XIII «Медиа Форум» 34 Московского Международного Кинофестиваля
Тема 2012 года: «Погружения. В сторону тактильного кинематографа»
23 июня - 19 августа, 2012
Организаторы выставки: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», «МедиаФест»
Партнеры проекта: Британский совет, Фонд Мондриана, Центр дизайна ARTPLAY, Музей Кино, Центр Жоржа Помпиду, Музей петербургского авангарда (Дом М.В.Матюшина).
Куратор выставочного проекта: Ольга Шишко, арт-директор «Медиа Форума» ММКФ
Сегодня в мире утвердилась привычная для зрителей модель кинопросмотра игрового фильма на повествовательной основе продолжительностью примерно два-три часа. Представляя принципиально иные киноформы, XIII «Медиа Форум» знакомил зрителей с другим кинематографом: тактильным – который можно потрогать, интерактивным – в котором участвует зритель, с кинопросмотром как с медитативной практикой. На «Медиа Форуме» прошли презентации различных форм кино-погружения как основы кино будущего.
В начале ХХ века кинематограф был пространством экспериментов как для пионеров киноавангарда (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Ханс Рихтер), так и художников-авангардистов (Марсель Дюшан, Михаил Матюшин, Казимир Малевич). Позднее, Сальвадор Дали изобрёл способ показа кино, при котором фильм должен сопровождаться тактильными ощущениями, комментирующими экранное действо, а основатель видеоарта Нам Джун Пайк работал с кинообразом как с объектом медитации. Киноформы трансформировали и изобретали крупнейшие художники современности.
Киноиндустрия XX столетия отказалась от новых форм и технологий в пользу коммерчески наиболее оправданных. Сегодня новые технологии интернет-дистрибуции, просмотра фильмов с экранов планшетов и через YouTube вернули интерес к экспериментальным формам в «большой кинематограф». Изменившаяся структура зрительского восприятия, наконец, сделала актуальным и коммерчески востребованным то, что ещё сто лет назад предлагали художники и пионеры кинематографа.
Центральное событие XIII «Медиа Форума» – выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» – состояла из нескольких разделов, каждый из которых относился к определённому типу работы режиссёра с экраном и со зрителем.
Первый «Чистое кино» – отклик на «чистое искусство» – предполагал работу с экраном как с холстом, фактически рассматривая кинематограф как апофеоз живописи. В нём были представлены Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Нaм Джун Пайк, Кен Джейкобс, Пол Клипсон, Ганс Рихтер и др.
Второй раздел «Монтаж аттракционов» отталкивался от идеи «4D-кино», впервые предложенной ещё Сергеем Эйзенштейном, и следовал за его продолжателями (Пиа Тикка, Герц Франк, Алексей Исаев и Елена Горбачева).
Третья часть «Тактильный кинематограф» рассказывала о фильмах, которые «можно смотреть руками», начиная с задумок Сальвадора Дали, совсем по-другому представлявшего себе реализацию фильма «Андалузский пес» и до «хватательного смотрения» Петера Вайбеля и Вали Экспорт (кроме них на выставке были представлены работы группы ТОТАРТ, Валерия Айзенберга, Екатерины Павловой).
Четвёртый раздел исследовал идею «Машиновидения» Вуди и Штейны Васюлок – устройства, которое может заменить и режиссёра, и зрителя, предложив вместо индивидуального и неточного человеческого зрения объективный взгляд самой камеры (также Кен Джейкобс, Дина Караман, Александра Кузнецова).
«Интерактивный кинематограф», который разворачивался при участии зрителя, – это пятый радел выставки, составленный из работ Збигнева Рыбчинского, Криса Хейлса, Бориса Дебакера, Перри Барда, Марка Америки и Ольги Киселевой.
На время проведения «Медиа Форума» выставочное пространство Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» превратилось в поле для смелых кино-видео-экспериментов, где за воссозданием исторических материалов и демонстрацией новейших работ современных авторов последовал творческий процесс, в который были вовлечены молодые режиссёры, художники и зрители. Результаты помогли в осознании тех перемен, которые, уже произошли в зрительской ментальности и искусстве кино, и которые, возможно, ожидают и «большое кинематограф» в недалёком будущем.
Помимо выставки в программе «Медиа Форума» 2012 года проводились мастер-классы, лекции и семинары художников, которые состоялись как в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», так и в Центре дизайна ARTPLAY. Крис Хейлс, Борис Дебакер, Перри Бард не только рассказывали историю и теорию интерактивного, тактильного, гаптического кинематографа, но и знакомили аудиторию с технологиями и приемами работы в этой сфере, руководили самостоятельными творческими проектами тех, кто захотел участвовать в их занятиях.
В XXI веке, когда, как кажется, с наступлением технического прогресса киноиндустрия достигла наивысшего технического совершенства, кинематограф открывается совершенно неизведанными, новыми, бесконечно захватывающими гранями. Из пассивного наблюдателя зритель превращается в участника и даже соавтора кино, ведущего активный диалог с искусством.