ВСЕ ВЫСТАВКИ
Персональная выставка Жан-Марка Бустаманта
3 февраля - 28 марта, 2010
Проект был реализован в рамках Года России - Франции 2010 под патронатом министерства культуры Российской Федерации и Посольства Франции в Российской Федерации.
Жан-Марк Бустамант стал одним из лидеров направления так называемой «пластической фотографии», которая произвела революцию в искусстве последних двух десятилетий ХХ века. С 1978 года Бустамант представлял публике свои фотографии как своеобразную форму живописи. Он был среди тех, кто задал одну из ведущих тенденций в современном искусстве - начиная с выставок в Ванкувере и Дюссельдорфе, а затем в Нью-Йорке и Париже, фотография была окончательно включена в сферу высокого искусства, а граница между этими двумя областями стёрта. Некоторые из художников этого направления (как, например, Андреас Гурский, выставка которого проходила в фонде в 2008 году) продолжили работу с фотографией и отдавали ей предпочтение как основному выразительному методу. Другие, как Жан-Марк Бустамант, расширили область своих художественных поисков, обратившись к скульптуре и живописи.
Жан-Марк Бустамант также известен своими концептуальными инсталляциями, в которых ему удается создавать удивительное сочетание орнаментального дизайна и архитектурного пространства, а также уникальной по технике живописью на плексигласе.
В Москве художник представил выставку, наиболее полно отражающую эволюцию его творчества, начиная с фотографий конца 1970-х годов до недавних живописных работ на плексигласе.
Таким образом, в Москве был представлен проект, который в действительности можно назвать первой ретроспективной выставкой Бустаманта.
Экспозиция стала своего рода «тотальной инсталляцией» (художник был и куратором и автором экспозиции) и продемонстрировала самые разные аспекты творчества Жан-Марка. Благодаря хронологическому построению, пересечению различных мотивов, названий, цветов и материалов, выставка дала возможность зрителю ощутить и воссоздать те связи, которые объединяют фотографию, скульптуру и живопись.
В выставке участвовали десять европейских коллекций и музеев, в том числе музей S.M.A.K. (Гент, Бельгия), Музей Сант-Этьена (Франция) и муниципальный фонд современного искусства Парижа (FRAC).
К выставке издан каталог, в котором были опубликованы статьи Альфреда Пакмана, Кристиана Бернарда и Полин де Лабуле. Данное издание представляет собой не просто каталог произведений, демонстрирующихся на выставке. Воспроизведённые в каталоге изображения имеют в своей основе опыт предыдущих выставок в различных музеях, галереях, биеннале, а также частных выставочных пространствах и отражают весь спектр творчества Бустаманта.
Жан-Марк Бустамант. Биография
«Я предпочитаю занимать некое промежуточное положение», – говорит Жан-Марк Бустамант, который всегда отказывается от одного средства выражения в пользу другого. Именно поэтому в его работах столь очевидна страсть к связыванию явлений: художник смешивает фотографию с живописным полотном, фигуративность с абстракцией, свободные формы с чётко установленными образцами, завершённое с беспорядочным, прозрачность с матовостью, теорию конструктивизма с её практическим применением. Жан-Марк Бустамант принадлежит к тем современным французским художникам, которые пользуются международным признанием: неслучайно именно его выбрали представлять Францию на 50-й Венецианской биеннале в 2003 году. В настоящее время преподаёт в Высшей школе изящных искусств в Париже.
Жан-Марк Бустамант родился в Тулузе в 1952 году. Уже в раннем возрасте он обращается к жанру фотографии. В 1975 он работал с фотографом и режиссёром Уильямом Кляйном. В 1978 он решает посмотреть на мир сквозь объектив очень большой внестудийной камеры (20х25 м). Так появляется цикл «Картины/Фотографии» (Tableaux/Pictures, 1978 - 1982): ярко освещённые пейзажи, безымянные местечки, где, кажется, никогда и не ступала нога человека, но которые, тем не менее, полны следов его пребывания, и городские окраины, чаще всего, пригороды Барселоны. Благодаря предельной точности снимков, получаемых на внестудийной камере, вследствие гигантского размера оттисков, а также потому, что каждая фотография печатается только один раз, Жан-Марк Бустамант превращает свои произведения (к которым он применяет термин «медленный снимок») в фотографическую картину. Они становятся чистыми объектами видения, что заставляет зрителя пристально вглядываться в полотно, чтобы, в конечном итоге, увидеть в нём странное свидетельство своего собственного существования, его хрупкости и конечности.
В период с 1983 по 1987 годы, продолжая поиск связей между объектом и изображением, он создает цикл объектов и инсталляций в соавторстве с художником-визуалистом Бернаром Базилем под единым псевдонимом БазильБустамант. Их работы пронизаны бесконечными отсылками к другим картинам, архитектуре и скульптуре. В 1988 Бустамант возвращается к самостоятельной работе. В эту эпоху его произведения – непрерывное взаимодействие между уже использованными средствами, но теперь в двух- и трёхмерных композициях. Они производят впечатление незавершенности и даже отрешенности: инсталляции то помещаются непосредственно на пол, то объединяются таким образом, что появляются подиумы, столы, витрины, клетки, полки.
В серии «Свет» (Lights, 1987 - 1991) художник работает с фотографиями 1930-х – 1950-х годов, которые он заимствовал из книг и журналов по искусству и архитектуре. Полотна представляют собой шелкографические печатные оттиски, увеличенные и размещённые на органическом стекле. По замыслу Бустаманта, работы должны быть расположены в нескольких сантиметрах от стены, что производит эффект сероватых окон-витражей. Стена – одновременно и отражатель, и тень – призвана подчеркнуть глубинную суть полотна. Эти «картинки из памяти» передают жутковатое чувство опустошенности, вызывают безвозвратные воспоминания: вот фотографии из детства, вот классная комната, а вот пустая квартира и музейный уголок…
Фотографический проект «Чего-то не хватает» (Something is Missing), начатый в 1995 году, главным своим концептом выдвигает напоминание. И действительно, многие из фотографий – «реальные» снимки, схваченные в гуще городской жизни: то есть ровно там, где сюрпризы подкарауливают на каждом шагу и где сосуществуют игривость и индивидуальность. Как своеобразный «дневник наоборот» – камера 24х36 сопровождает художника в поездках по Южной Америке, Соединенным Штатам, Израилю, Испании и другим странам – этот своеобразный репортаж словно создает летопись исчезающей географической информации, пусть даже определённые детали всё же позволяют опознать некоторые места. Сдвиг, перестановка, перемещение – основная тема цикла. Отсылки к формам, цветам, действиям словно подталкивают к диалогу-обмену и возбуждают в сознании зрителя никогда не блекнущие сюжеты.
В серии «Панорамы» (Panoramas), которую художник начинает в конце 1990-х, Бустамант вновь обращается к шелкографической печати. На органическом стекле опять появляются увеличенные снимки, но теперь это уже импульсивные, предельно личные, страстные работы, которые уловлены объективом и словно заморожены или вставлены в оргстекло. Фотография размещается в нескольких сантиметрах от стены, и цветные участки снимка бросают тени на её поверхность. «Панорамы», прежде всего, уходят своими корнями в нематериальный опыт прозрачности и цвета.
Цикл «Трофеи» (Trophies), начатый в 2005 году, – подлинная многослойная игра. Каждый слой одноцветного органического стекла заковывается в пластину оцинкованной стали и располагается между этой пластиной и стеной. Рисунок вырезается и фиксируется на металле при помощи паяльной лампы, с сохранением дрожащей линии-траектории. Между геометрическим и органическим происходят колебательные движения. Работа размещается вертикально, поскольку одноцветные пластины никогда не видны полностью, а изображения открываются и закрываются перед одноцветной поверхностью, подобно лёгкому налету.