ВСЕ ВЫСТАВКИ
VOOM. Портреты Роберта Уилсона
2 октября - 2 декабря, 2007
Со 2 октября по 2 декабря в фонде проходила выставка Роберта Уилсона - всемирно известного и разносторонне одарённого мэтра современного искусства. Деятельность прославленного американского театрального режиссёра, сценографа, художника, скульптора отмечена многочисленными наградами и премиями в самых различных областях. Среди них - премия Фонда Гуггенхайма, премия Фонда Рокфеллера, «Золотой лев» за скульптуру Венецианской Биеннале, приз Дороти и Лилиан Гиш за служение искусству, премия «Европа - театру» (Таормина), Национальная художественная премия.
В 2005 году, в Большом театре проходила опера «Мадам Баттерфляй» Пуччини в постановке Уилсона. Теперь же он выступит в совсем новом для российской публики качестве визуального художника.
В залах фонда были показаны 25 произведений Роберта Уилсона, - так называемых «VOOM Portraits» (видео-портретов снятых в технологии VOOM). Технология создания портретов держится в строжайшей тайне, а их демонстрация возможна только на специально разработанных вертикальных мониторах, что само по себе заслуживает внимания. В то же время, принятые определения жанра выставки Уилсона как «Видео-арт» или «Видео-инсталляция» вряд ли позволят составить ясное представление о портретах. Уникальная видео-технология ни в коей мере не подменяет в работах Уилсона творческое начало и служит лишь средством выражения авторского замысла.
Названия «живые картины», «медленные портреты», часто встречающиеся в прессе, достаточно точно отражают внешнюю сторону искусства Роберта Уилсона. Тем временем, как говорит сам художник в многочисленных интервью, - «форма не так важна как внутреннее наполнение»; «и театр, и видео - формальность, эмоции - внутри видеопортретов».
Среди работ Уилсона - портреты Брэда Питта, Изабеллы Росселини, Михаила Барышникова, Изабель Юппер, других знаменитых людей и несколько изображений животных. Каждый Портрет снят как 3-12 минутный логически завершённый или тематически бесконечный видеоряд, который демонстрируется без остановки в «закольцованном виде». Герои Роберта Уилсона разыгрывают театрализованные сцены, сливаясь с тем образом, который, по мнению художника, наиболее достоверно отражает их внутреннее «Я». Изысканные и впечатляющие костюмы, грим и внешняя атрибутика, непередаваемая игра света и завораживающая «неподвижность - в едва заметном движении» создают магическую притягательность образов.
Кажется, что всё творчество Уилсона подчинено каким-то особым законам философского поиска истины в противоречивом и парадоксальном. Его интересует движение и неподвижность, звук и тишина. Свою роль здесь сыграло многолетнее увлечение Роберта Уилсона японской культурой, вернее японским традиционным театром, но с его философской недосказанностью и неожиданными, на взгляд европейца, приёмами.
Портреты Уилсона - это новая реальность современного искусства, в которой единым авторским стилем объединены восточное и западное, ультрасовременное и традиционное, классика и авангард, высокое искусство и поп-культура.