ВСЕ ВЫСТАВКИ
Выставка «Движение. Эволюция. Искусство»
20 февраля - 1 апреля, 2007
Выставка «Движение. Эволюция. Искусство» стала первым проектом, открывшимся в новом выставочном пространстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». Коллекция основателей фонда Екатерины и Владимира Семенихиных начала формироваться около десяти лет назад и насчитывает более 500 произведений русского искусства. С 2004 года собрание стало пополняться произведениями западных художников – Тома Вессельмана, Джеймса Розенквиста, Маноло Вальдеса, Александра Калдера и других. В рамках выставки «Движение. Эволюция. Искусство» коллекция впервые была представлена публике столь полно – на выставке было показано более 75 произведений, экспозиция охватила период с 1916 по 2006 год.
Лейтмотивом выставки была выбрана тема движения, которую по праву можно считать одной из магистральных тем в истории искусства XX - XXI веков, и её воплощение в живописи, скульптуре, инсталляциях, объектах, видеоарте.
Одним из первых направлений, где идея движения получила плодотворное развитие, было беспредметное искусство. Художники разрабатывали новые принципы моделирования пространства посредством динамического выстраивания форм на картинной плоскости, создавая произведения, названия которых - «Живописная архитектоника», «Пространственно-динамическое построение», «Супрематическая композиция», «Цвето-динамическое напряжение» как нельзя лучше свидетельствуют о направлении творческих исканий.
В 1930-е годы в Советском Союзе своего апогея достигает пропаганда физической культуры, массовых спортивных смотров, демонстраций и шествий. Всё это нашло отражение в многочисленных произведениях, созданных для советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже. На выставке в фонде было представлено панно Александра Самохвалова «Советская физкультура», созданное для советского павильона.
В дальнейшем советская идеология стала темой и материалом для творчества неофициальных художников. В социальной скульптуре и живописи были иронически обыграны пластические формулы советского искусства. Александр Косолапов цитирует мотив движения знаменитой скульптурной группы Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", установленной в своё время на крыше советского павильона парижской выставки, а Леонид Соков инсценирует встречу памятника Ленина со скульптурой Джакометти.
В 1960-е - 1970-е годы в среде неофициального искусства появляются художники, стремящиеся к новым формам художественного высказывания. Они пытаются найти собственное творческое кредо и создать свою художественную систему, которая, конечно же, опирается на опыт отечественного авангарда и информацию о том, что происходило в послевоенные годы на Западе. Это художники так называемой «Лианозовской группы» (Лидия Мастеркова, Дмитрий Плавинский), художники «Сретенского бульвара» (Виктор Пивоваров, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский, Михаил Шварцман). Наряду с художественными теориями, возникают религиозно-мистические, метафизические учения. Идея движения как биологической эволюции получает своё развитие в живописи Юло Соостера. В 1962 году возникает группа «Движение» художников-кинетистов, одним из лидеров которой становится Франциско Инфантэ.
Десятилетие с 1990 по 2000 год было чрезвычайно насыщенно событиями, повлекшими за собой существенные изменения в жизни общества и на художественной сцене. Стала доступной информация о происходящем в мировой культуре и искусстве, в Россию начали приезжать западные кураторы, появился художественный рынок, а вместе с ним и возможность интеграции в современную художественную ситуацию.
Тема движения в искусстве становится крайне актуальной: активно развиваются новые для России виды искусства – инсталляция, объект, видеоарт. Художники начинают работать с текстами массовой культуры и масс-медиа, социально-историческими и биологическими теориями. Само искусство превращается в глобальную футуристическую концепцию. Яркий пример тому - проект Олега Кулика «Музей», живопись Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, скульптура Сергея Шеховцова.
Идея проекта: Екатерина и Владимир Семенихины
Куратор: Александра Харитонова
Дизайн выставки: Константин Ларин
Художники, представленные в экспозиции: Любовь Попова; Варвара Степанова; Александр Тышлер; Самуил Адливанкин; Александр Самохвалов; Лидия Мастеркова; Юло Соостер; Эрик Булатов; Франциско Инфанте-Арана; Виктор Пивоваров; Дмитрий Плавинский; Михаил Шварцман; Эдуард Штейнберг; Владимир Янкилевский; Леонид Пурыгин; Леонид Соков; Александр Косолапов; Семён Файбисович; Татьяна Баданина; Андрей Бартенев; Сергей Братков; Сергей Бугаев-Африка; Георгий Гурьянов; Ульрих Витенсборг; Филипп Раметт; Владимир Дубосарский и Александр Виноградов; Лариса Звездочётова-Резун; Виталий Комар и Александр Меламид; Валерий Кошляков; Олег Кулик; Тони Мателли; Павел Пепперштейн; Сергей Мироненко; Тимур Новиков; Никола Овчинников; Василий Цаголов; Илья Чичкан; Керим Рагимов; Джеймс Розенквист; Айдан Салахова; Группа «Синие носы»; Андрей Филиппов; Сергей Шеховцов; Виктор Алимпиев.