ВСЕ ВЫСТАВКИ
Западноевропейские шпалеры и «Алефбет» Гриши Брускина
6 февраля - 9 апреля, 2006
C 6 февраля по 9 апреля 2006 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках выставки «Западноевропейские шпалеры XVI - XX века из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина», был представлен специальный проект Гриши Брускина «Алефбет. Шпалера».
Гриша Брускин принимает участие в выставках с 1966 года. В начале 80-х состоялись две персональные выставки художника, но и первая, и вторая были очень быстро закрыты по распоряжению властей. Уже тогда Брускин работал над картинами, которые впоследствии принесут ему известность за рубежом («Фундаментальный лексикон», «Кодификации» и др.) Тем не менее, в нашей стране имя Гриши Брускина мало кому было известно до успеха художника на московском аукционе Сотби в 1988 году. Этот аукцион стал поворотным моментом в творческой биографии Брускина. Именно тогда его знаменитый «Фундаментальный лексикон» не только был продан за невероятную по тем временам сумму, но и попал на обложку каталога аукциона. Гриша уезжает в Нью-Йорк, где живёт и работает с 1988 года. Художник получает заслуженное признание в Европе и США, выполняет такие заказы, как скульптура «Лицо» для города Раанана в Израиле и триптих «Жизнь превыше всего» для Рейхстага в Берлине. Кроме того, Брускин сотрудничает с крупнейшими западными галереями, среди которых знаменитые Галерея Мальборо и Галерея Струве. С конца 80-х годов ни одна крупная выставка современного искусства не обходится без работ Гриши Брускина, а его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира, как в России, так и за рубежом.
Представленный на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина проект «Алефбет» - это огромный гобелен (его размер 3 на 11 метров), созданный художником в строгом соответствии с традициями этого вида искусства.
Прообразом шпалеры «Алефбет» послужила Книга как фундаментальный символ иудаизма, «Алефбет» - это тайные письмена, сообщение, ребус, мифологический словарь. Фон произведения представлен в виде скорописи. На нём расположены фигуры людей (всего сто пятьдесят персонажей), каждый герой снабжен аксессуаром и представляет фигуру-символ, фигуру-мифологему. Из этих фигур составляется своего рода словарь, лексикон, алфавит (на иврите – алефбет). Монументальный гобелен сопровождается комментариями автора, своего рода толковым словарём-определителем. Художник предлагает зрителю не только ознакомиться с произведением, но и самому прокомментировать увиденное, ведь история представляет собой бесконечную книгу, которую дописывает каждый из нас.
Проект был осуществлен при содействии Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА».