Все издания
Каталог выставки «Поле действия. Московская концептуальная школа и её контекст. 70-е – 80-е годы XX века»
Главная задача каталога – отразить исследование «поля действия» одного из самых ярких и сложных явлений отечественной культуры второй половины ХХ столетия – московского концептуального искусства. Авторы-составители каталога и кураторы выставки Александра Данилова и Елена Куприна-Ляхович поставили перед собой задачу отстранённо взглянуть на события уже прошлого века, наметить основные векторные силы художественного поля, очертить контуры самых ярких феноменов, связанных с историей московского концептуализма. То есть, пользуясь терминологией самих концептуалистов, определить «текст» и «контекст» этого явления.
Первая часть каталога посвящена «контексту» московского концептуализма и основана на уникальных материалах – папках «По мастерским» Георгий Кизевальтера и Вадима Захарова. Здесь обозначены ключевые фигуры времени формирования московской концептуальной школы (Владимир Вейсберг, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, Оскар Рабин, Юрий Соболев и другие мастера). За границу, разделившую две эпохи, начало появления нового круга неофициальных художников, авторы принимают «бульдозерную выставку» 1974 года. А финальным аккордом проекта стал аукцион Sotheby’s 1988 года, на котором впервые официально была заявлена стоимость неофициального искусства. Для художников началась совсем другая эпоха, обозначенная в проекте «Поле действия» как «Эпилог. Эпоха счастья». Однако при формировании выставки и каталога кураторы не ограничивали себя условными историческими рамками, но выделили несколько ключевых или даже стилеобразующих понятий искусства этого периода, обозначив главные тенденции, зародившиеся внутри московской концептуальной школы и продолжавшие развиваться в пространстве концептуального искусства последующих десятилетий. В соответствие с этим принципом, основная часть каталога разделена на главы «Пространство», «Поверхности», «Знаки/Структуры», «Мифологии», «Новая волна».
Не менее важна и другая сторона истории московского концептуализма, отражённая в каталоге, сохранившиеся в личных архивах фотографии художников, мастерских, фотодокументации квартирных выставок и акций и других уникальных материалах. В состав каталога вошли фотографии Георгия Кизевальтера, Игоря Макаревича, Вадима Захарова, Сергей Волкова и Игоря Пальмина.
В каталоге представлены произведения более чем семидесяти художников и групп, среди которых Юрий Альберт, Эрик Булатов, Сергей Волков, Вадим Захаров, Константин Звездочётов, Илья Кабаков, Виталий Комар, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Андрей Монастырский, Николай Панитков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Пригов, Андрей Ройтер, Андрей Филиппов, группы «Коллективные действия», «Мухомор», СЗ и многих других.
Наряду с репродукциями работ и архивными материалами в каталог вошли статьи самих художников (эссе Юрия Альберта, Дмитрия Пригова, Георгий Кизевальтера, Виталия Комара, Андрея Монастырского), специалистов-искусствоведов (статьи Иосифа Бакштейна, Екатерины Бобринской, Александры Обуховой) и кураторов выставки. Ещё одной особенностью каталога являются цитаты представителей московского художественного круга и родоначальников московского концептуализма, взятые из бесед художников с кураторами выставки.
Дизайнерское решение каталога, с одной стороны, призвано соответствовать эстетике времени московского неофициального искусства, с другой стороны, современно и необычно. Каждая шестая часть тиража имеет своё, отличное, оформление обложки, на которую вынесены 6 произведений, представленных на выставке и каталоге, а также значимые высказывания художников-участников выставки.
Книга издана на русском и английском языках.