Пресса о фонде
Россия К, 23.03.2018
Фонд культуры «Екатерина» приглашает на «Прибытие поезда»
Следующая остановка - Москва. Фонд культуры «Екатерина» приглашает на «Прибытие поезда». Идея выставки - рассказать о том, как железная дорога в одночасье поменяла мировой культурный ландшафт. Зрители вместе с художниками новейшего времени могут совершить захватывающее путешествие длиной в 120 лет. По вагонам поезда прошёл Станислав Дорэ.
Эту аудиовизуальную инсталляцию «Транссибирская сюита» Владимира Смоляра можно считать своеобразным трейлером выставки. В этой работе состав за считанные минуты пересекает художественное пространство всего XX века. Чтобы подробнее изучить, какой след оставил поезд в искусстве прошлого столетия, времени потребуется куда больше. Выставка получилась объёмная - более ста работ, на примере которых публике предлагают пофилософствовать о роли поезда в реальности и искусстве.
«Поезд становится важным узлом драматургии. Он возникает как важный элемент в «Анне Карениной» или у Чехова: на месте вишневого сада пройдет железная дорога. Поезд проходит через всю нашу культуру и историю. Он в недрах нашего сознания, он живет в поколениях», - заметил куратор выставки Виталий Пацюков.
Название выставке дал один из первых в истории фильмов «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер, и именно этой лентой открывается экспозиция. С развитием кинематографа, поезд укрепил свои позиции как одного из самых зрелищных и драматических пространств, в котором могут развернуться любые события. Впрочем, не только на экране, но и в реальной жизни. Поезд - это микромир, социальный срез, место, где можно излить душу случайному попутчику и открыть мир удивительных людей.
«Я сам ездил на поезде в детстве. Однажды я встретил бабушку случайную. Помог ей войти в поезд и спросил, одна ли она. Она ответила, что нет, и она с Богом. Я сам в поезде чувствую связь с родом человеческим и высшим состоянием нашим», - признался Пацюков.
Выставка получилась эклектичной в плане стилей и жанров. Здесь советские агитплакаты соседствуют с утопическими фантазиями Якова Чернихова о едином аэрожелезнодорожноводном вокзале, а соцреалистические картины - с инсталляциями современных авторов. Архитектура самой выставки напоминает то ли депо, то ли плацкартный вагон со всеми его атрибутами: стуком колес, звоном подстаканников, разговорами и песнями.
Оригинал статьи: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/236725/