Пресса о фонде
Российская газета, 15.11.2016
В Москве открылась выставка, посвященная Алексею Косыгину
Жигули-«копейка», плащ «болонья», цветной телевизор и «тринадцатая зарплата», - всем этим советские люди обязаны Алексею Николаевичу Косыгину. Выставка «Феномен Косыгина» открылась в Фонде культуры «Екатерина».
Это модное место в центре Москвы, выбрано неслучайно. Екатерина Семенихина, в честь которой назван фонд, - запечатленная на известной фотографии, где советский премьер с годовалой девочкой, правнучка Косыгина. Поэтому выдержанная в стилистике цикла «Лидеры советской эпохи» Российского государственного архива новейшей истории выставка все же смотрится еще и очень домашней. Среди экспонатов - переписка с внуками: «Баба Клава и деда Леша. С праздником!» - пишет в 1961-м нынешний академик РАН Алексей Гвишиани.
Симпатичный, хотя и замкнутый человек, так говорят о нем многие. Эпоха учила держать рот на замке и политике предпочитать экономику. Наука эта - на фотографиях: от юных, наивных, до зрелых, на них человек, чей взгляд выдержать трудно. Школу Алексей Николаевич прошел суровую, за это судьба подарила две спасительные записи в трудовой книжке.
«Косыгин дважды счастливо избежал очень тяжелых для себя последствий, - рассказал «РГ» научный руководитель Госархива Сергей Мироненко. - В 30-е годы, после того, как он уехал из Иркутска в Ленинград, там было расстреляно все руководство Иркутской области. А когда он покинул Ленинград, чтобы стать министром текстильной промышленности СССР, началось печально известное «ленинградское дело» и большинство из тех, кто с ним работал, были расстреляны».
Что же сделал Косыгин для страны? Вот автограф Сталина на постановлении о создании Совета по эвакуации при СНК СССР. Фамилия Шверника вычеркнута, а на ее место почерком вождя вписано: «Косыгин». Он организовал «дорогу жизни». Благодаря возглавляемому им Совету на восток страны было перевезено две с половиной тысячи предприятий, десятки тысяч человек.
“Баба Клава и деда Леша. С праздником! - пишет в 1961-м нынешний академик РАН Алексей Гвишиани
Другой выставочный зал и экран с видеорядом: ностальгическая картина огромного поля, уминаемого комбайнами... Стенд с культовыми в свое время платьями из кримплена (производство синтетических тканей Косыгин организовал в 1955-м году), плащами «болонья», которые очень понравились премьеру в Италии и НПО «Радуга» обеспечило ими всех девушек 60-х. А благодаря введенным премьером экономическим переменам, прибавился выходной - суббота и образовалась «тринадцатая зарплата».
«Косыгин стоял у истоков договора с гигантским итальянским концерном FIAТ, в результате которого наши люди получили народную машину, - говорит Сергей Мироненко. - Косыгинская реформа - это осознание того, что Советский Союз не может существовать с застывшей экономикой, отсюда попытка внести в систему хозяйствования новые, даже рыночные элементы».
Впрочем, советская система со скрипом поддавалась поправкам. В экспозиции есть потрясающее свидетельство «ручного управления». Это письмо Косыгину от директрисы детского сада, которая благодарит и сообщает, что после восьмимесячной переписки и его вмешательства в детсад прислали 30 скатертей и 100 метров тюля.
Что сделал Косыгин для мира? Специалисты отмечают: он был жестким, но с другой стороны очень умелым и обаятельным договорщиком. Эти его качества отлично ловят фотокорреспонденты Newsweek, расположившие на одной из обложек 1967-го года портрет Косыгина. Тогда случилась историческая ташкентская встреча, на которой Алексею Николаевичу удалось добиться примирения в многолетней и трудной истории Индии и Пакистана. К слову, все эти достоинства Косыгина - дипломата вызвали ревность Брежнева, который решил, что международная политика будет прерогативой генсека.
Даже те, кто о советских временах предпочитает вспоминать в жанре анекдота, Косыгина оценивают исключительно в светлых, любимым им в бытность министром текстильной промышленности тонах. Считается, что он не замешан в политических скандалах. Однако документальная выставка не обошла эпизода, который все же свидетельствует: Алексей Николаевич был человек системы и элиты, которая жила по своему собственному кодексу чести. Как известно, председателем Совета министров СССР он стал в 1964-м году после октябрьского пленума ЦК, на котором Хрущев был отправлен на пенсию. И Косыгину поручили объявить об этом. На выставке можно увидеть странички из конспекта одного из секретарей (хотя конспектировать было запрещено). Есть историки, которые считают, что говорил Алексей Николаевич слишком жестко и не вполне объективно. Ему, как и многим, пришлось сделать выбор.
Автор: Елена Новоселова. Фото: Сергей Куксин
Оригинал статьи: https://rg.ru/2016/11/15/reg-cfo/v-moskve-otkrylas-vystavka-posviashchennaia-alekseiu-kosyginu.html