Пресса о фонде
«Вести» интернет-газета», 25.01.2014
Проект «Реконструкция»: в Москве показали лучшее искусство 90-х
В Москве в фонде культуры «Екатерина» стартовала вторая часть проекта «Реконструкция». Первая его часть, рассказывающая об искусстве начала 90-х XX века, была представлена в рамках столичной биеннале современного искусства и вызвала огромный интерес у зрителей. Вторая часть посвящена арт-жизни Москвы с 1995 по 2000 год.
На выставке представлена новейшая история России — художественная. Вторая половина 90-х открывается глазами художников, галеристов и критиков. Почти 20 лет назад Кулик был «собакой», Тер-Оганьян, находящийся ныне в розыске, рубил иконы, Айдан Салахова открывала галерею, а директор Госцентра современного искусства Михаил Миндлин еще только пытался заинтересовать чиновников тем, что представлено в фонде «Екатерина». «Художники начинали с чистого листа, учились. Мы вместо фрезерного станка пытались кирпичи класть», — вспоминает арт-критик Александр Панов.
Всего их не так уж много — тех, кто творил, показывал и объяснял. Из узнаваемых — Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства, куратор многих выставок, в том числе в Бутырской тюрьме. Художник Олег Кулик — один из самых известных, самых скандальных. Ольга Свиблова тогда еще не открыла Дом фотографии, но уже проводит фотобиеннале наподобие французских.
«Рынка еще не было, эксперименты продолжались, — говорит куратор выставки Елена Селина. — В круг стали втягиваться и зрители, не только профессионалы». Елена Селина открыла одну из первых российских галерей — XL. В двухтысячные она принесла славу и деньги. Во второй половине 90-х было легче, признается она — «художники не думали так много, купят ли их работы».
Художник Александр Петрелли ведет не к своим экспонатам, а к тем, что «страшно нравятся». Например, «Ветка» Андрея Монастырского — поэта, московского концептуалиста, представлявшего недавно Россию в Венеции. «Если бы я мог объяснить это произведение, оно не было бы столь притягательным. В нем есть магия, горизонт» — уверен художник.
Галеря Петрелли «Пальто» не требует помещения: экспонаты достаются из-под полы. В архиве — одна из выставок. Рядом стоит молодой Константин Звездочетов и, пожалуй, самый самый популярный персонаж того времени, Марат Гельман, галерея которого устраивала до 20 выставок в год и не раз признавалась самой успешной. Из нашумевших проектов — «исламский», 19-летней давности.
12 галерей, три этажа, 5 лет художественной жизни. Штрихкодом смотрится фриз фотографа Фридкеса: «сделано в России, в конце 90-х».
Текст: Гуля Балтаева