Пресса о фонде
«Рабкор.Ру» интернет-журнал», 25.01.2014
Реконструкция 2: Прощай тусовка!
Под звон шампанского, вой «койота» (в видео перформансе) К. Звездочетова и бесцветный вкус клубники без запаха — символа постсоветского детства, в фонде Екатерина открылась вторая часть масштабного арт-проекта «Реконструкция». Выставка организована XL Projects, совместно с «Гаражом», под кураторством галеристки Елены Селиной. Данная часть проекта призвана отразить тенденции в отечественном contemporary art второй половины 90-х годов, выставлявшемся на ключевых арт площадках Москвы. Среди них L-галерея, галерея Марата Гельмана, галерея «Айдан», XL-галерея, «Риджина», Крокин-галерея, «Школа», TV-галерея, Obscuri, Viri.
Экспозиция выставки занимает три этажа и строится по тому же принципу, что и в первой части проекта. Проекты сформированы по галереям, помимо картин, объектов и инсталляций (основы проектов) в экспозицию входят архивные видеоматериалы, тексты релизов и фрагменты рецензий.
В середине 90-х в сообществе людей, занимающихся современным искусством, происходят значительные изменения, как в социальном статусе, так и в том, что касается эстетических стратегий. Тусовочная форма существования, основанная на поэтике дружбы (В. Мизиано) модель, копирующая близкие герметичные семейные отношения теряет свой вес под давлением активно формирующихся внутренних арт-институций (за отсутствием внешнего рынка). Галереи приобретают статус коммерческого учреждения, галеристы осваивают образ бизнесмена, возникают коллекционеры, среди которых и основатели фонда «Екатерина» Екатерина и Владимир Семенихины.
Галерист и куратор теперь воспринимается не как друг, свой человек, равноправный художник, а как партнер, менеджер, предлагающий услуги по продвижению индивидуальной карьеры художника, что приводит к конкуренции между художниками, распаду тусовочных групп и невозможности одновременно сотрудничать с двумя галереями, локальным протестам художников по этому поводу.
Цель галерей вывести художника из сферы маргинального и придать значимый в российском обществе статус. Наиболее успешно в этом направлении действует Марат Гельман, галерист, имеющий опыт политтехнолога, поставивший себе целью поднять статус художника до уровня политической элиты и расширить до пределов его потенциальную аудиторию. Он становится лидером среди галеристов, с деятельностью его галереи теперь надолго будет ассоциироваться отечественное современное искусство и его участники. Молдавское искусство и ядреная живопись украинской новой волны больше не входят в круг его главных интересов. Основное внимание сконцентрировано на радикальный активизме, проблемах телесности, проектах, связанных с российской идентичностью в народном масштабе, новым статусом художника, способного конкурировать с энергичными брутальными современными российскими политиками, который удачно воплотил Александр Бренер. Не случайно, видимо, куратором для реконструкции коллективной выставки «Химеры ко мне!» вычленена фотосессия, где он представлен голым, с агрессивной пластикой рук и мимикой лица, с полусогнутыми коленями, что напоминает манеры криминальных элементов, как известно, сильно вовлеченных в 90-е в местные политические процессы. Московская концептуальная группа уже не является явным лидером и опасным конкурентом и Гельман работает с ними.
На выставке представлен один из самых значимых проектов Галереи Марата Гельмана середины 90-х — «Новые деньги». Елена Китаева совместно с Леонидом Парфеновым создали дизайн новых денег, «откликнувшись» на госзаказ президента Ельцина, инициирующего конкурс по созданию символа национальной идеи. Неброский, демократичный дизайн купюр с двухсторонним рисунком, на которых место политических лидеров заняли деятели русской культуры — от Достоевского до Малевича. А в память об увлечении в начале 90-х украинским трансавангардом и концептуализмом, можно обнаружить работы Савадова, Гнилицкого, Ройтбурда (проект «Искусство географии») правда, не таких огромных размеров, как любили использовать представители южнорусской волны. Жаль, что из проекта «Водка» ничего не представлено. Но ведь это может отпугнуть буржуазную публику, присматривающуюся к инсталляции О. Кулика (стеклянной корове с живым цветником внутри), изготовленной к пятилетию галереи на предмет использования на даче.
«Новые деньги» — это не единственный проект, где художники идентифицируют себя с русскими литературными классиками прошлого и современности в разных аспектах. Для середины 90-х, когда надежды на внешний рынок не оправдались, связь с прошлым, идентификация с близкими тебе современниками, похоже, еще актуальна. Юрий и Мария Аввакумовы в концептуальном проекте «Пушкин и деньги» в пародийной манере размышляют на тему кризиса рынка и нестабильного в материальном отношении статуса художника. На актуальном для 90-х «бедном материале» (картоне) наклеены белые листы, где рукописным шрифтом имитируются разные манеры — от детского, интимного до общезначимого, которым писались в советское время лозунги, выписаны цитаты из записей А.С. Пушкина по поводу проблемы с деньгами: «У меня нет ни копейки денег в минуту нужную. Я не знаю когда и как получу их» (проект галереи ХL, 1999 год).
А у Дмитрия Пригова в проекте «Числа» фигурирует обувь, которая могла бы ассоциироваться в общественном сознании с личностью и творчеством А.С. Пушкина (балетка), Л.Н. Толстого (сапог кирзовый) или В. Сорокина (высокие ботинки). Ирина Вальдрон при помощи аппликации из ткани оформляет цитату из «Фауста» А.С. Пушкина «Мне скучно, бес» (феминистский проект «Fuck you, Дантес!», галерея Гельмана, 1999 год). Отношения с классиками процесс, требующий долгого внимания и времени. Коллективное тело художественного сообщества 90-х можно изучать в фотопроекте И. Мухина (галерея ХL) за то время, пока зрители съедят всю клубнику. Неулыбчивые люди в черном стоят на небольшой дистанции друг с другом, не выдерживая особый стиль в одежде (кроме изящно одетого, хотя и в черное А. Беляева-Гинтовта), будто их не коснулась эстетика блошиного Тишинского рынка, стоят, избегая театрализации поз. Не такие они и снобы, как казались!
Быт, взаимоотношения, привычки и родственные связи их предшественников в концептуальном альбоме В. Пиворова «Действующие лица. Сценки из московской жизни» (проект галереи Obscuri, Viri, 1996 год). А портрет «Поколения Х» в исполнении В. Колесникова и Д. Кочановича выглядит по-разному, смотря какому эстетическому лагерю вы симпатизируете — питерскому неакадемизму или московскому стрит-арту. Конечно, у кого-то могут вызвать симпатии некоторые проекты «Якут-галереи», рефлексрующие на тему евразийского пути России. Но большинство причастных к среде посетителей вернисажа ностальгировали на тему «Сообщников». Кроме одного лидера, который постфактум написал в фейсбуке, что он рад, что не остался в 90-х.
Автор: Татьяна Кондакова