Пресса о фонде
«Россия К», 15 марта 2013
Фотодневник путешествий княгини Анны-Марии Боргезе
Каким видела мир 100 лет назад дама из высшего общества? Международная биеннале «Мода и стиль в фотографии» представляет фотодневник приятных путешествий и вынужденных перемещений итальянской княгини русского происхождения Анны-Марии Боргезе. Ее муж, известный итальянский политик и гонщик Шипионе Боргезе, брал ее с собой в путешествия по миру, из которых Анна-Мария привозила сотни снимков. И это не всё, что предлагает биеннале, у которого десятки выставок. 14 марта были представлены ещё фотосерии известных британских авторов и одного фотографа из Мали. Рассказывают «Новости культуры».
Английские хиппи 70-х из рабочих кварталов Ливерпуля, золотая молодежь Мали начала 60-х и сошедшие с обложек английских модных журналов фотомодели Джима Ли. Оказавшись в одном пространстве, по воле куратора Ольги Свибловой, эти 3 совершенно разных фотопроекта по-своему говорят об одном и том же – о красоте. Точнее, о том, что считали красивым конкретные авторы. Выставка английского фотографа Тома Вуда почти полностью состоит из кадров, сделанных из окна автобуса. 18 лет он ездил на ливерпульских автобусах, фиксируя то, что попадалось под руку, ходил по клубам, стадионам, иногда напрашивался к кому-нибудь в гости.
«В то время Ливерпуль был простым промышленным городом. Автор этих снимков, британский фотограф Том Вуд, жил там. Он часто брал с собой фотоаппарат, выходил, фотографировал людей, которых встречал. Он избегал постановочных кадров, красивостей. Его больше интересовала композиция и цвет в фотографии», - рассказывает галеристка Августа Эдвардс (Великобритания).
Британец Джим Ли снимал в то же время, что и Том Вуд. Его главным заказчиком была британская модная индустрия, интересы которой он, как мог, удовлетворял. Ли - один из первых модных фотографов - отошел от неписанных канонов фэшн-съемки. Некоторые его снимки выглядят как антиреклама.
«Я никогда не стремился удовлетворить интересы заказчиков из мира моды. В своих работах я всегда стремился передать неприглядный, может быть, взгляд на реальность, но это мой принцип. Я говорил заказчикам из модной индустрии: если вы готовы к восприятию такого рода действительности, пожалуйста, можете пользоваться», - отмечает фотограф Джим Ли (Великобритания).
Проект фотографа из Мали называется «Жизнь в розовом цвете». На снимках – самые шумные и модные вечеринки столичной молодежи 60-х, когда Мали как государство обрело независимость. Автор снимков фотограф Малик Сибиде был настолько известен и популярен, что ради него, если он не успевал, могли перенести время и день вечеринки. Особняком от этого гламура - выставка фотографа-непрофессионала, итальянской княгини Анны Марии Боргезе, дочери русской эрцгерцогини Марии Анненковой и супруга итальянского князя Шипионе Боргезе. Она фотографировала свою жизнь аристократки, свои путешествия, в том числе по России. Снимала Первую мировую войну, в которой приняла участие как медсестра полевого госпиталя.
«И не просто полевого, а передвижного госпиталя. Она была реально на передовой, она перешла через все Альпы, снимала блиндажи, раненых и погибших, снимала кладбища, разрушения… Я посмотрела много архивов мировых о Первой мировой войне. Я подобных снимков не видела», - утверждает Ольга Свиблова.
Около 8000 фотографий, не предназначавшихся для публичного показа, потомки Анны-Марии Боргезе впервые выставили в Италии пару лет назад. И оказалось, что снимки, сделанные ею для себя, сегодня имеют не только историческую, но и художественную ценность.