Пресса о фонде
«Коммерсант Weekend», 22 июня, 2012
Вокруг и около кино
Игорь Гулин о «Медиафоруме»
Традиционно обособленная часть ММКФ, "Медиафорум" — это все, что между кинематографом и современным искусством: кино, отказывающееся от прямой повествовательности ради абстракции, множественности экранов и других сложных вещей, или наоборот — современное искусство, использующее и ломающее язык или формат кино, присваивающее его историю и образы. Отчасти все это описывается компромиссным термином "видеоарт", но "Медиафорум" пытается доказать его неполноценность, описать пространство между искусством и кино как сложное, развивающееся, вечно проблематизирующее само себя. Его программа под названием "Расширенное кино II" двухчастная. Она состоит из большой выставки в Фонде культуры "Екатерина" и серии лекций и мастер-классов работающих с кино художников в клубе Artplay.
Если прошлогоднее "Расширенное кино" было попыткой дать синхронный срез этого пограничного искусства, то в этом году речь идет скорее об истории экспериментов художников-кинематографистов. Выставка под названием "Погружения. В сторону тактильного кинематографа" посвящена разного рода попыткам расширить кино в жизнь, разорвать привычное пространство экрана. Понятно, что сейчас, благодаря навязчивому распространению 3D, такой подход кажется если и не уничтожающим, то точно оказывающим на кино как искусство болезненное воздействие. Выставка в "Екатерине" демонстрирует авангардную генеалогию такого рода опытов и доказывает, что они по-прежнему могут быть действенной интеллектуальной практикой. По сути, ее сюжет в том, что в начале века самые смелые режиссеры-экспериментаторы и художники-авангардисты занимались одним и тем же, совпадали в интересах и методах, сейчас же они вновь могут встретиться, сойтись после расставания.
В выставке пять разделов. Первый "Чистое кино" посвящен попыткам увидеть в кино продолжение не фотографии, а живописи — вариант подвижного холста. Среди персонажей здесь и художники русского авангарда начала прошлого века (Малевич и Матюшин), и авангардисты 60-х — Нам Джун Пайк, по сути создавший видеоарт как абстрактное искусство, и до сих пор работающий ветеран "пара-кино" Кен Джейкобс, а также ряд их продолжателей.
Второй раздел "Монтаж аттракционов", как легко догадаться, отсылает к экспериментам Сергея Эйзенштейна, но не в сфере идеологии или монтажа, а в гораздо более маргинальной области: Эйзенштейн предстает как провидец "4D-кино", а художники, так или иначе работающие с нарушением привычного двухмерного пространства экрана,— как его ученики.
"Тактильный кинематограф" рассказывает о попытках ввести в кино физические ощущения. Первопроходцем в этих экспериментах был Сальвадор Дали, чуть позже идею подхватили венские акционисты Петер Вайбель и Вали Экспорт, а за ними — многие другие (например, московские концептуалисты из группы "Тотарт").
Четвертый раздел "Машиновидение" развивает идею художников Вуди и Штейны Васюлок об устройствах, полностью исключающих человека из процесса производства, создающих абсолютно объективную киносъемку (о своего роде техноверсиях "Кино-глаза" Дзиги Вертова).
Наконец, пятый посвящен "Интерактивному кинематографу" — виду кино, который требует от зрителя непосредственного участия, заставляет принимать решения и нести ответственность за то, как развивается фильм.
С этой же темой так или иначе связана почти вся "образовательная программа". Помимо экскурсии по выставке с куратором "Медиафорума" Ольгой Шишко и несколькими художниками, в нее входят пятидневный семинар крупного специалиста по интерактивному кинематографу Криса Хейнса, лекция нидерландского художника и теоретика Бориса Дебакера о том, как меняются средства участия человека в кино, и мастерская американки Перри Бард, более 10 лет создающей "глобальный ремейк" "Человека с киноаппаратом" все того же Дзиги Вертова, вовлекая в свой проект режиссеров всего мира.