Пресса о фонде
«Ведомости», 03.11.2011
Петербургский неоакадемизм на 4 Московской биеннале
Художники, присягнувшие двадцать два года назад красоте и традиции, представлены на выставке «Новая Академия. Санкт-Петербург» как вечно молодые и дерзкие.
Выставка «Новая Академия. Санкт-Петербург» большая — две сотни широкоформатных произведений. На двух этажах фонда «Екатерина» такие гранд-парады, случалось, утомляли, и не только при представлении московских концептуалистов.
На этот раз глаза от блеска парчи и голых героев, признаюсь, уставали, но скучно не было. Выставка представляет «Новую Академию» как перманентный праздник, впадающий в загул — что может радовать, раздражать, возмущать, — но не в уныние. Такого греха за членами Новой Академии Изящных Искусств, основанной в 1989 году Тимуром Новиковым, не водилось.
При своем рождении, во времена торжествующего стеба, особенно виртуозно исполняемого питерскими, упорная серьезность «академиков», провозглашавших возврат к идеалам классической красоты, никого не смущала. Но со временем роль спасителей искусства перестала трактоваться летописцами движения ернически и казаться игрой, в которой Тимур Новиков был непревзойденным гроссмейстером.
Аркадий Ипполитов, куратор «Новой Академии. Санкт Петербург», не стал продолжать новиковское шутовство и не сделал выставку, вписывающую движение в историю искусства, с неизбежной периодизацией, учеными пояснениями и строгим делением на правоверных, случайно примкнувших и ренегатов.
Ипполитов выстроил рассказ о богемной общности людей, живущих играючи, о счастливом времени богемной юности. Назвав девяностые «бронзовым веком», продолжающим золотой пушкинский и серебряный декадентский века русской, петербургской, литературно-артистической жизни.
Произведения он сгруппировал по темам, так что за триумф, сады наслаждения или образы героев отвечают хором все избранные художники и каждый зал становится выставкой в выставке и уменьшенной копией целого.
Главный герой здесь, кто бы спорил, Тимур Новиков. Его византийски пышные, ампирно лаконичные или бархатно-баварские текстильные панно — бесспорно лучшие, самые стилистически чистые вещи на выставке.
За ним солируют Григорий Гурьянов с чередой обнаженных и одетых гребцов, летчиков и спортсменов. Олег Маслов с Виктором Кузнецовым, годы подряд изображающие себя парой похотливых самовлюбленных павлинов. Ольга Тобрелутс со всегда мощными и часто пугающими комбинированными картинами. Белла Матвеева с бесподобно яркими и эротичными вещами, особенно созвучными тем, что делал Новиков. Егор Остров с одинаково холодными, однообразными, меланхолично декоративными холстами на тему невоспроизводимости живописного идеала. Владик Мамышев-Монро скорее упомянут, чем показан.
Все они давно участвуют в самых разных выставках современного искусства и выступают сольно. Про некоторых думаешь, что они и молоды-то не были. Оказывается, были, да еще как. Странно, но на этой выставке кажется, что никто не умер и праздник продолжается.
До 29 января.
Ольга Кабанова