Пресса о фонде
«TimeOut», 26.04.2011
Игорь Пальмин «Past Perfect»
У неофициального московского искусства должен был быть свой фотограф, адекватный, конечно, не официальный — без штампов советской постановочной фотографии с ее парадным глянцем, принудительным оптимизмом и неизбежной душевностью. Игорь Пальмин начал снимать художников, которых принято называть нонконформистами, в середине шестидесятых — по-дружески, по любви, на память. Закончил, как сам считает, в середине восьмидесятых, когда многие его любимые герои эмигрировали, а оставшихся художников разных направлений, по-разному понимавших суть искусства, уже не связывала вынужденная оппозиция советской художественной системе. Но двадцать лет Пальмин подробно документировал жизнь тогда не признанных, а ныне знаменитых, известных или ставших классиками московских художников: их лица, руки, картины, живописный беспорядок их мастерских, их редкие полулегальные выставки и нередкие дружеские встречи.
Часть этого лирического фотоархива купили у Пальмина коллекционеры Екатерина и Владимир Семенихины. На его основе сделаны выставка «Past Perfect» в Фонде «Екатерина», параллельная выставке работ главных действующих лиц московского андерграунда, и толстая книга фотографий с немногословными комментариями и интервью автора, излишне к себе строгого. Обаяние «Past Perfect» — и выставки, и книги — в пронизывающей все фотографии нежности. Пальмин снимал красивых, сильных и талантливых людей, свободных и увлеченных. Кроме художников еще и поэтов, филоцвет русского искусства и интеллекта позднего советского периода. Камера Пальмина не устает любоваться и заражает зрителя симпатией ко всему увиденному. Даже брежневская Москва, замусоренная памятниками и лозунгами, выглядит пусть и непривлекательной, но наполненной энергией, и москвичи попадают в объектив приятные.
Собранные в книге фотографии не прикидываются только документом — они с ракурсом, освещением, геометрией, ритмом, часто с позирующими героями (особенно пристально смотрит на зрителя Эрнст Неизвестный), но это не постановка, не лакировка. Фотограф, похоже, не строил кадр, а с радостью находил в повседневности что-то исключительное, значительное, живописное и прекрасное. И фотографировал — очарованный.
Ольга Кабанова