Пресса о фонде
«РБК daily», 23.06.2011
Антисоветское искусство возвращается
До осени далеко, а в столице уже открыли один из первых проектов в рамках специальной программы 4-й Московской биеннале современного искусства. Выставка «К вывозу из СССР разрешено» в фонде культуры «Екатерина» посвящена столичному неофициальному искусству и собрана из полутора сотен работ таких художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Дмитрий Краснопевцев, Оскар Рабин.
В пандан к этой экспозиции открыли выставку работ классика отечественной фотографии Игоря Пальмина. Ему в свое время удалось создать наиболее полный портрет московской художественной жизни «неофициальных» 1970—1980-х годов. Творчество Пальмина можно будет рассматривать до 10 сентября, а работы нонконформистов съедут из залов 2 октября.
Первый этаж фонда «Екатерина» отведен под фотографии Игоря Пальмина. Как предисловие к размышлению о том, что, прежде чем знакомиться с произведениями искусства, надобно увидеть их авторов, понять, в каком пространстве они работали. Они все здесь на снимках: художественное семейство Кропивницких с присоединившимся к ним Оскаром Рабиным, Кабаков, Булатов, Штейнберг, Лидия Мастеркова. Они на выставках в Измайловском парке и павильонах ВДНХ, в своих мастерских и на очередных проводах очередного не пришедшегося ко двору художника или писателя.
На снимках Пальмина много и литераторов-нонконформистов, которых «оттепельник» Хрущев разносил не меньше, чем живописцев и ваятелей. Благодаря удивительным фотоработам достигается эффект полного временного погружения. Неудивительно, ведь Игорь Пальмин был не летописцем 1970-1980-х, он творил в это время, жил в нем. А сегодня называет свои работы «фотографиями на память о законченном времени». Его выставка так и озаглавлена — Past Perfect.
С эпохой «оттепели» и расцвета неофициального искусства сегодня связано столько ассоциаций, что названия обеих выставок получились многозначными. «К вывозу из СССР разрешено» — это ведь отсыл не просто к сопроводительным штемпелям Министерства культуры СССР, это намек на то, что и сегодня большая часть творений нонконформистов продолжает оставаться за рубежом. Часть возвращенных — в экспозиции фонда «Екатерина». Согласно нынешним представлениям об искусстве довольно сложно понять, чем же не угодила советским властям, например, разлившаяся тарусская Ока на холсте Дмитрия Плавинского. Но дело тут не в технике и тематике, а в изначальном ощущении собственной свободы, присущем тем, кого мы сегодня и зовем нонконформистами. Власть это чувствовала и запрещала.
«Запрещенцы» работали дворниками, в лучшем случае иллюстраторами, продолжали писать и показывать работы коллегам по цеху, двигаться в своем искусстве вперед. Экспозиция «К вывозу из СССР разрешено» рассказывает не только об историческом развитии неофициального искусства, но и косвенно о его прорыве на Запад и возвращении на Восток. Возможность вернуться есть и у посетителей выставки. На третьем этаже, уже после просмотра всех работ, оказываешься в интерьере самой настоящей хрущевки, со всеми причитающимися деталями — от мясорубки до подвесных книжных полок. Вызывает улыбку и некоторое опасение.
Федор Астафьев