Пресса о фонде
«Московские новости», 22.08.2011
Музеи вышли из себя*
Одной из тенденций завершившегося сезона можно считать новый уровень организации и выставочной политики недавно созданных на частные деньги институций, которые в принципе выполняют в отношении современного искусства ту задачу, что в мире обычно выполняют музеи или галереи contemporary art. В Москве выдающийся уровень работы показали за сезон фонд культуры «Екатерина» и центр современной культуры «Гараж».
Фонд «Екатерина» в отношении представления российского неофициального искусства просто взял на себя функцию Третьяковки. То есть тщательно, по главам, без пробелов и случайностей складывает в каталоги и хрестоматию историю так называемого нонконформизма и его преемника — московского концептуализма. В данном случае к Третьяковке претензий минимум. Ведь в советское время госмузеи это искусство не приобретали. Сегодня организованный четой Семенихиных фонд «Екатерина» имеет собрание, уж точно не хуже того, что хранится в нашем главном московском музее отечественного искусства.
Однако хранить собрание — полдела. Важно, как его представить. И надо признать, что фонд «Екатерина» достиг уровня супервысокого. Подготовленная в ноябре кураторами Александрой Даниловой и Еленой Куприной-Ляхович выставка «Поле действия» может по праву считаться энциклопедией московского концептуализма. Пространство в три этажа было четко структурировано по разделам, от предыстории до младоконцептуалистов конца 90-х. Каждый раздел — готовая хрестоматия с показом основных работ. Плюс к этому отлично изданный каталог, плюс фотохроника жизни, создающие шум времени репортажи. Подобное же качество определяет длящуюся до 2 октября в фонде «Екатерина» выставку «К вывозу из СССР разрешено» (московский нонконформизм из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных). Благодаря куратору Александре Харитоновой мы переживаем эпоху 60 — 70-х полно, даже через край, нервно, восторженно, трагично, во всех ее мельчайших примечаниях. Студентов на такие выставки водить!
Коль скоро фонд «Екатерина» знакомит нас с недописанными пока еще страницами отечественного искусства, центр «Гараж» дает возможность понять и принять самые последние правила игры на поле мирового contemporary art. Вот один пример. На Венецианской биеннале, что открылась в начале июня, в главном выставочном пространстве, древнем Арсенале, демонстрировалась одна из лучших работ всей выставки — «Ганзфилд» Джеймса Таррелла, прекрасно отвечающая сформулированной главным куратором биеннале Биче Куригер теме ILLUMInations. Как было бы прекрасно увидеть работы этого ныне живущего гения Таррелла в Москве, подумал я, медитируя в созданном им цветоносном пространстве в Венеции. Что вы думаете? Уже 11 июня персональная выставка Таррелла со всеми главными его опусами въехала в артцентр «Гараж». Такое раньше могло быть лишь в Лондоне да в Нью-Йорке. Теперь у нас. Подлинный прорыв в коммуникации с мировым современным искусством в немалой степени обеспечен молодой командой менеджеров и кураторов «Гаража» во главе с новым артдиректором Антоном Беловым.
Сергей Хачатуров
*С полный текстом обзорной статьи Сергея Хачатурова «Триумф концептуализма и доносов в интернете», посвящённой проблемам современного искусства и подводящей промежуточные итоги артсезона 2011 можно ознакомиться на сайте газеты “Московские Новости”