Пресса о фонде
«Известия», 22.06.2011
Кабаков, Комар и Меламид вернулись в Россию
Столичный фонд культуры «Екатерина» представил две выставки, связанные общими героями
Это явление проиллюстрировано большим числом произведений искусства в экспозиции «К вывозу из СССР разрешено...» и фотохроникой Игоря Пальмина в проекте «PastPerfect».
Не секрет, что многие важные работы, относящиеся к неофициальному искусству советского периода, были вывезены за рубеж иностранными дипломатами и журналистами. Да и те из художников, кто решил когда-то отправиться в эмиграцию, старались захватить с собой как можно больше своих произведений. Сегодня можно говорить об обратной тенденции: образцы этого искусства активно возвращаются в Россию — в первую очередь благодаря заинтересованности частных коллекционеров. Именно их усилиями (в первую очередь стоит назвать Екатерину и Владимира Семенихиных, чье собрание послужило базой) устроена нынешняя выставка, посвященная московскому нонконформизму.
Этот феномен неплохо изучен, так что вряд ли стоило ожидать от проекта «К вывозу из СССР разрешено...» каких-то сенсаций или появления новых имен. Скорее, тут важен подбор работ, многие из которых вполне хрестоматийны, хотя встречаются и опусы, публике практически не известные.
Надо полагать, задача выставки состояла все же не в том, чтобы удивить, сколько в намерении разложить все по полочкам. Отчасти это удалось — в силу представительности материала. Не упущен из виду никто из главных действующих лиц, все «столпы» нонконформизма так или иначе обозначены. Вряд ли есть необходимость приводить полный список: эти имена знакомы каждому, кто хоть сколько-то находится «в теме». Упомянем для примера Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Анатолия Зверева, Илью Кабакова, Эрика Булатова, Эдуарда Гороховского, тандем Виталия Комара и Александра Меламида — всего в экспозиции представлено несколько десятков авторов. Работы «лианозовцев» и «романтических концептуалистов», «метафизиков» и «соцартистов» соседствуют между собой не столько по причине сходства идеологий и методов, сколько в качестве «протестного искусства», отвергающего директивную соцреалистическую эстетику.
Пожалуй, это единственный общий знаменатель между авторами, многие из которых придерживались, по сути, противоположных взглядов на творчество. В столь широком представительстве можно усмотреть и сильную сторону проекта, но также и его слабость. Он не претендует на то, чтобы разбираться во внутренних противоречиях былого арт-процесса, а лишь в очередной раз фиксирует общепринятое. Сделано это грамотно и со вкусом, однако рождается ощущение, что сегодня такая установка недостаточна для полноценного понимания новейшей истории искусства.
В прошлом году здесь же, в фонде «Екатерина», проходила выставка «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст», которая влезала в проблематику гораздо глубже. Правда, при анализе иногда теряется атмосфера. Чего у нынешнего проекта не отнять, так это как раз «дыхания времени».
Не в меньшей степени атмосфера бытования столичного андеграунда передана на персональной выставке Игоря Пальмина «PastPerfect». Легендарный фотограф снимал легендарных художников — и возникала беспрецедентная летопись, аналогов которой, пожалуй, и не отыщется. Хотя Пальмин не раз отмечал, что никогда не гонялся за лаврами «выразителя эпохи», а просто снимал представителей той среды, в которой сам существовал. В подобной позиции нет никакого кокетства: выставка убедительно демонстрирует, что именно так оно и было. Отчего ценность этого архива не умаляется, а лишь возрастает.
Дмитрий Смолев