Пресса о фонде
«ИТАР ТАСС», 22.06.2011
Выставка "запрещенного" советского искусства открылась в Москве
МОСКВА, 22 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Марта Агеева/. Еще 40 лет назад эти картины и рисунки советских художников можно было увидеть только, побывав на закрытых "квартирниках". На произведениях стояла печать "Разрешено к вывозу из СССР", что значило – на родине их не увидит почти никто. Сейчас эти экспонаты доступны широкой публике, их показывают на выставках. Одна из них открылась сегодня в московском Фонде культуры "Екатерина".
В экспозиции под громким названием "К вывозу из СССР разрешено..." представлены произведения так называемого неофициального советского искусства 1960-1970-х годов. Всего около 150 образцов живописи и графики. Большинство экспонатов из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных – основателей фонда "Екатерина", также к участию в выставке были приглашены частные собрания.
"Задача экспозиции – вновь рассмотреть феномен московского нонконформизма и показать публике своеобразие художественных практик и неоднородность этого течения, положившего начало современному русскому искусству", - считает куратор экспозиции Александра Харитонова.
Гуляя по залам и глядя на работы, зритель может задаться вопросом: "Почему эти картины были помечены особой печатью, что в них такого особенного?". Чем заслужили такую печать портрет миловидной девушки кисти Анатолия Зверева, две старушки с картины Бориса Свешникова "В осеннем парке", натюрморт с кувшином Михаила Рогинского или картина "Два сосуда и ствол с листьями" Дмитрия Краснопевцева? "По мнению "чиновников от искусства", эти работы не несли никакой художественной ценности", - пояснила куратор.
Все экспонаты, представленные здесь, "говорят" об одном и том же, и раскрывают одно из самых интересных явлений, сформировавшееся в художественной жизни советской Москвы в середине 1950-х годов с наступлением "хрущевской оттепели". Это - московский нонконформизм, в искусствознании и критике называемый также "вторым авангардом", "другим искусством" или "андеграундом". В поисках нового пластического языка нонконформисты обратились к художественным экспериментам, выбрав в качестве источников вдохновения русский авангард и древнерусское искусство, а также различные направления западного модернизма, вступив в откровенное противоречие с официальной художественной доктриной.
После известного посещения Никитой Хрущевым и публичного разгрома произведений на выставке "30 лет МОСХ" в 1962 году, экспериментальное творчество многих художников получило статус запрещенного искусства. Отвергнутые властями художники сформировали уникальную неформальную субкультуру, исчезнувшую с распадом СССР и открытием "железного занавеса". Те, кто не был принят ни в один официальный творческий союз, были вынуждены заниматься тяжелым трудом, чтобы прокормить себя — работали дворниками, кочегарами, грузчиками. Другим приходилось вести двойную жизнь — официально заниматься иллюстрированием книг, а все свободное время посвящать подпольному творчеству. Тем не менее, неофициальное творчество вызывало большой интерес у публики, так же как и самиздатовские книги или стихи запрещенных поэтов — "маргиналы искусства" привлекали многочисленных сторонников, занимавших очереди на закрытые и полуофициальные выставки, а также ценителей среди коллекционеров и дипломатов, активно приобретавших их работы и вывозивших произведения за рубеж. Так многие, в том числе ключевые произведения нонконформистов, были вывезены за пределы Союза и положили начало всемирно известным частным и музейным собраниям "неофициального" советского искусства.
Особая художественная находка устроителей выставки отдельный зал, в котором воссоздана квартира с мебелью и обстановкой 70-80-х годов, на стенах комнат висят картины художников. "Предметы для квартиры собирали по знакомым, чтобы получилось натуралистично, ведь не так много времени прошло", - добавила Александра Харитонова.
Как напомнила куратор, эта выставка стала продолжением серии экспозиций, посвященных искусству второй половины XX века. По инициативе и при поддержке фонда уже были организованы ретроспективные выставки Эдуарда Штейнберга, Эрика Булатова, Владимира Янкилевского, в октябре–декабре 2010 года в залах фонда была показана выставка "Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70–80-е годы XX века".
Нынешняя экспозиция, включенная в программу специальных проектов 4-ой Московской биеннале современного искусства, продлится до 2 октября.