Пресса о фонде
"Ведомости", 27.10.2010, #203 (2721)
Счастье от бульдозера
Предмет выставки «Поле действия» — московский концептуализм в контексте неофициального искусства 70-80-х гг. Выставка получилась зрелищной не только за счет контекста.
Московский концептуализм благодаря интеллектуальным усилиям участников движения и мировому признанию художника Ильи Кабакова стал считаться вершиной русского искусства позднесоветского периода. Два десятилетия жизни в подполье группы художников и последующие двадцать лет описания, утверждения и мифологизации этой жизни в нашей и западной культуре принесли результаты, оспаривать которые никто в художественном сообществе не возьмется. Чего не скажешь о публике.
Концептуалисты и не старались ей нравиться. Сначала потому, что только друг перед другом и выставлялись, а потом по гордыне, пестуя свои зауми как язык посвященных. И хотя Кабаков предупреждал, что зритель главный после художника, а Пригов искал массовой популярности, но, как написали в каталоге кураторы «Поля действия» Александра Данилова и Елена Куприна-Ляхович, от зрителя теперь требовалось «не только разбираться в вопросах философии, культурологии, лингвистики», но и «ума, готового к анализу». Много таких зрителей не бывает. Однако не все так запущено.
«Поле действия» в залах культурного фонда «Екатерина» сделано с искренней любовью кураторов к этому искусству и его художникам, но с точки зрения их идеального зрителя с упомянутым «умом, готовым к анализу» и без назидательного фанатизма.
Опираясь на собрание Екатерины и Владимира Семенихиных и коллекцию музея МАНИ, кураторы выстроили логичную, понятную и, главное, притягательную для глаза и легкую по настроению экспозицию. Ограничили ее хронологически Бульдозерной выставкой 1974 г. и иронично закончили разделом «Счастье», маркированным аукционом Sotheby's 1988 г., где бывшие непризнанные были проданы за непредставимые деньги.
Контекста на этой выставке, кажется, больше, чем самого концептуального искусства. Но вереница прекрасных работ художников-нонконформистов создает у зрителей настроение смотреть дальше: скучные фотографии «Коллективных действий», коробочки неизвестно с чем, обрывочки бумажек и смехотворные творения «Мухоморов». На выставке три сотни произведений всех, кажется, значительных художников 70-80-х, пусть не самые главные, знаковые вещи, но интересные или забавные.
А документальный раздел с фотографиями художников и их мастерских, той самой коммунально-дружеской жизни 70-80-х, сделан идеально. Так что жизнь эта кажется ангельски чистой.
Ольга Кабанова