Пресса о фонде
"РБК daily", 9 сентября 2010 года
Матрешки и медведи
На выставке Фабриса Ибера в фонде культуры «Екатерина
О значимости этой экспозиции говорит тот факт, что ее, как и выставку Аннет Мессаже, задумывали для новой площадки Мультимедиа Арт Музея. Со строительством-ремонтом затянули, и работы французского художника въехали в фонд культуры «Екатерина». Выставку Фабриса Ибера под названием «Бессмертные» привезла в Москву Галерея Жерома де Нуармона. Инсталляции, скульптуры, живопись, рисунки и видео, предлагающие, по словам самого художника, «всевозможные жизненные стратегии и способы выживания», можно будет увидеть до 3 октября.
Ситуация в современном отечественном искусстве такова, что Год Франции в России экспортом похвастаться не может, зато импортом — пожалуйста. Из нынешней Франции действительно есть кого привозить. В этом смысле Фабрис Ибер более чем достойный объект. Не только художник, но и математик по образованию, обладатель венецианского «Золотого льва» сам создает «прототипы действующих объектов», при помощи которых пытается исказить привычное пространство и представление о повседневных вещах. Зачем Иберу это нужно, ясно из названия выставки. Каждый художник движется к бессмертию своим собственным путем.
Фабрис Ибер отлично вписывается практически во все тренды современного искусства, его работы выглядят очень молодежно и собирают вокруг себя модную арт-тусовку. Здесь есть и черепа, и саркофаги в форме матрешек, отсылающие к художникам конца ХХ века. Есть почти что мунковские линии и цвета, намекающие на начало того же века. А еще математические формулы и физические законы в разрезе, призванные, по-видимому, засвидетельствовать поклон и творцам Возрождения. В общем, все составляющие зрительского успеха у Ибера имеются. Тем более что современному медиаарту художник тоже не чужд. Своего «Льва» в Венеции он получил за то, что преобразил национальный павильон в студию звукозаписи и вещания телевизионных программ.
Живи художник в современной России, его наверняка бы назвали инновационным автором и даже, возможно, выдали бы какой-нибудь грант. А все потому, что рисунки Ибера так и просятся на аватарки в «Живой журнал», видеоработы — в YouTube, а общая лаконичность творчества достойна твиттеровского описания. Ко всему прочему потенциальных зрителей явно обрадует образная эстетика иберовского искусства. Например, скульптура человека из овощей и фруктов в духе Арчимбольдо. Или двойная маска, примерив которую (что и предлагается сделать посетителям выставки), можно оказаться нос к носу то ли с другим любопытствующим, то ли с самим собой.
Как и всякий математик, Фабрис Ибер, прежде чем изменить пространство, анализирует его. В результате возникают настоящие философские объекты, около которых, как глиняные фигуры, застывают зрители. Тройные качели и тройные весы, пожалуй, действительно в состоянии изменить представление об окружающем мире. Что уж говорить о прозрачном переносном медведе, который неоднократно возникал на видео Ибера, после чего появился и на московском вернисаже. Емко, образно и, главное, отлично ассоциируется с российской действительностью. Чего и добивался художник.
ФЕДОР АСТАФЬЕВ