Пресса о фонде
"РБК daily", 4 февраля 2010 года
Многослойное искусство На выставке Жан-Марка Бустаманта в фонде культуры «Екатерина»
Культурный год Франции в России открылся выставкой классика современного искусства Жан-Марка Бустаманта. Участник касселевской «Документы», художник, представлявший Францию на 50-й Венецианской биеннале, в России он почти не выставлялся. Эту ситуацию исправляет ретроспектива в фонде культуры «Екатерина»: здесь представлены работы Бустаманта от 70-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня. Увидеть его первые фотографии и современную живопись на плексигласе можно будет до 28 марта.
Французский художник, известный своим авторским подходом к созданию выставок и любовью к минимализму, сам выступил куратором московской экспозиции. Одной из причин такого решения, по словам Бустаманта, стало то, что он просто не знает никого из столичных кураторов. Впрочем, художник совсем не против пообщаться как с ними, так и с молодыми российскими авторами, которым творческий импульс Бустаманта очень бы пригодился. Ведь француз работает с самыми разными жанрами и стилями искусства. В его арсенале есть классическая фотография, минималистская скульптура, практически архитектурные инсталляции и абстрактная живопись на плексигласе.
«Художником, работающим между двух пространств», назвал Жан-Марка Бустаманта и директор Национального музея современного искусства Центра Помпиду Альфред Пакман. Он прибыл на открытие экспозиции не только для поддержки, но и как автор статьи для выставочного каталога. Г-н Пакман посетовал, что в его музее произведений Бустаманта недостаточно (хотя там хранятся даже «венецианские» работы художника). А московским посетителям выставки, многие из которых увидят творчество французского художника впервые, посоветовал оставить все предрассудки по поводу современного искусства вместе с одеждой в гардеробе.
Пожалуй, некоторые предрассудки действительно придется оставить на вешалках. Многих зрителей, скорее всего, разочаруют абсолютно неэффектные снимки пригородов Барселоны, созданные художником в 70-е годы. В тот момент времени технология фотопроцесса была не так совершенна, как сегодня, но все же эти снимки заставляют пристально в них вглядываться. В последующих залах пространство постепенно перерастает в трехмерное, и появляются скульптуры и инсталляции Бустаманта: столы, витрины, зеркала, полки, играющие в ассоциации то ли с природой, то ли с другими произведениями искусства. А те, кто доберется до конца экспозиции, увидят картины Бустаманта и фотографии на органическом стекле.
ФЕДОР АСТАФЬЕВ