Пресса о фонде
«РБК daily», 12 апреля 2010
Президенты и газгольдеры
На выставке в Фонде культуры «Екатерина»
Организаторы Московской международной фотобиеннале-2010, памятуя о том, что запоминается всегда окончательная реплика, самую интересную выставку оставили напоследок. В Фонде культуры «Екатерина» открылись три, на первый взгляд, совершенно разные, но отлично складывающиеся в общую картину мира экспозиции. Это «Полвека фотографии» Сабины Вайс, «Потерянный рай. Америка во время кризиса» Энтони Сво и «Индустриальные археологи» Берндта и Хиллы Бехер.
Выставка в «Екатерине» начинается с работ «индустриальных археологов», под которые отведен весь первый этаж. Строго говоря, фотографии Берндта и Хиллы Бехер не нуждаются ни в какой словесной интерпретации и самостоятельно производят очень сильное впечатление. Черно-белые газгольдеры, водонапорные башни, зернохранилища, доменные печи, среди которых есть и постройки XIX века, сняты согласно канонам золотого сечения и при отсутствии солнца, чтобы не отбрасывать тени и казаться более выпуклыми. Главные герои — архитектурные сооружения, которые воспринимаются как гигантские рукотворные скульптуры. Недаром же Бехеры получили премию Венецианской биеннале 1990 года в области скульптуры — за фотографии. К которым, кстати, очень подходит простой, но редкий для фотоискусства эпитет — красивые.
Второй этаж дома на Кузнецком мосту отдан миру людей, их портретам и портретам глобальных катаклизмов. В качестве разминки — фотозаметки путешественницы Сабины Вайс. Каждая поездка в Европу, Индию, Египет, Марокко, Бирму оставляет в ее фотоархиве живые и оптимистичные портреты обитателей этих стран. Причем фотограф безошибочно проникает в самое сердце своих зрителей, выбирая в качестве героев снимков детей и стариков. Вот немного чопорные английские мальчишки увлечены каким-то уличным происшествием, а вот чумазые и большеглазые корсиканские девчонки придумывают, в какое бы еще приключение ввязаться. В их глазах и глазах французской бабушки в смешной бумажной короне читается искренняя радость от того, что их фотографируют. Ценное для фотографа умение — не выкрасть изображение своего героя, пока он этого не замечает, а получить это изображение, как подарок, прямо в руки.
К снимкам Энтони Сво — очень длинные подписи. Автор подробно описывает и также подробно запечатлевает последствия урагана «Катрина», последствия террористической атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года, последствия нынешнего экономического кризиса. Сво работает в жанре политической фотографии. События, пойманные его объективом, еще не ушли в далекое прошлое, и потому довольно сложно оценить авторскую отстраненность от них. Но символы эпохи, умело подчеркнутые, а кое-где подчеркнутые дважды, — все-таки на лицо. Не зря же Энтони Сво стал победителем World Press Photo, сняв мини-историю про то, как за невыплату кредитов конфискуют дома американских обывателей. Фотограф показал всему миру, что масштабная человеческая трагедия на самом деле складывается из отдельных частных трагедий.
ФЕДОР АСТАФЬЕВ