Пресса о фонде
"Коммерсантъ", 9 сентября 2010 года
Партия зеленых человечков
"Бессмертие" Фабриса Ибера в фонде "Екатерина"
Выставка современное искусство
Лауреат "Золотого льва" Венецианской биеннале 1997 года Фабрис Ибер приезжает в Москву на год Франции в России при поддержке MasterCard. Его проект "Бессмертие" в фонде "Екатерина" вдохновлен матрешками и морозами. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
Фабрис Ибер — художник-предприниматель, он сотрудничает с крупными корпорациями, мыслит масштабно и не относится с презрением к маркетингу и дизайну — двум пугалам арт-мира на Западе. Славу ему принесли зеленые человечки-фонтаны, у которых из всех возможных отверстий льется вода. Одно существо подобного типа завозили недавно на выставку "Испытание реальности", сборник хитов коллекции французского фонда поддержки искусства FRAC-Bretagne.
Ибер рассказывает, что персонажи цвета надежды появились в его творчестве как реакция на всемирное распространение вируса СПИДа и глобальной экономики. Теперь их около трех тысяч по всему миру. России, где самая уважаемая условная единица до сих пор называется "зеленый", идея Ибера должна быть понятна. Как, впрочем, и вся его выставка, сделанная специально для России по мотивам матрешек и русского авангарда.
Далеко не все работы изготовлены специально для "Бессмертия". В залах фонда "Екатерина" зритель встречается с обычными для Ибера мотивами. Зеленым человечкам сопутствует антропоморфный Ted Hyber, надувная кукла с головой плюшевого медведя. Выставлены и POF, изобретенная Ибером линия прототипов дизайнерских объектов, лишенных, правда, и намека на функциональность. Самый знаменитый из POF, мягкий квадратный мяч, представлен на "Бессмертии" в коричневато-серой гамме.
Для русского зрителя Ибер сделал серию огромных полотен и экспрессивных граффити прямо на белоснежных стенах выставочного зала. Они напоминают проектную документацию архитектора-утописта. Матрешка в версии Ибера выглядит как египетский саркофаг. Среди других героев сюрреалистической презентации — плачущая избушка с круглыми окнами, птица феникс и мозг-желудок. Ибер, видимо, настолько проникся Россией, что многие его идеи близки творчеству наших отечественных художников. Матрешка-саркофаг будто сошла с картины Павла Пепперштейна, а желудками и их метафизическим смыслом давно занимается Леонид Тишков.
Впрочем, Ибер намного больше, чем наши художники, полагается на иррациональность и абсурд, вполне в духе крестного отца французского искусства — Марселя Дюшана. Одно из граффити, например, гласит, что 1 - 1 = 3, но что от чего отнимается и как возникает результат, понять можно только интуитивно. Видимо, это и есть формула успешного бизнеса в сфере искусства: осваивая бюджет, художник создает нечто неизмеримо большее, чем цифры затрат.