Пресса о фонде
«Известия», 12 апреля 2010 года
Потерянный рай и обретенная нирвана
В "Новом Манеже" и фонде культуры "Екатерина" открылись очередные выставки из программы "Фотобиеннале-2010".
Этот фестиваль иногда еще называют месячником фотографии, хотя на практике он длится заметно дольше месяца. Так что новые вернисажи, проходящие через три недели после официального старта мероприятия, - дело вполне обычное. В "Новом Манеже" сейчас показывают две выставки, каждая из которых, хотя и по-разному, связана с Францией (перекрестный Год России и Франции насыщен культурными событиями - хватает их и в нынешней программе "Фотобиеннале"). Три экспозиции в фонде "Екатерина" оказались более интернациональными. Все они имеют отношение к другой фестивальной теме, звучащей как "Ретроспективы".
Впрочем, к выставке знаменитого американца Энтони Сво, обладателя Гран-при конкурса World Press Photo, слово "ретро" едва ли применимо. Само название экспозиции "Потерянный рай. Америка во время кризиса" недвусмысленно очерчивает и вполне свежую хронологию, и круг сюжетов. Надо сказать, что этот фотограф много лет жил за пределами США. Свое возвращение домой в самом начале нынешнего столетия он называет "шокирующим". Со временем шок только усугублялся. По сути, социальные репортажи Энтони Сво - это летопись крушения "американской мечты". Его взгляд на тамошнюю действительность почти беспощаден. Правящая элита могла бы именовать фотографа "очернителем"... В объектив репортера попадали и дым на месте падения башен-близнецов в Нью-Йорке, и гробы, плывущие из размытого ураганом "Рита" кладбища в Луизиане, и проводы солдат в Ирак, и паника на фондовых биржах. Вероятно, автор намеренно сгущает краски и драматизирует положение дел - иначе говоря, концентрирует горькую правду. Так он понимает свою миссию. И эта его убежденность в том, что именно фиксация "болевых точек" есть путь к выздоровлению, вызывает глубокое уважение.
Швейцарка Сабина Вайс, много лет живущая в Париже, представляет по соседству свою персональную выставку "Полвека фотографии". Это уже ретроспектива в полном смысле слова - а заодно и одиссея, поскольку художница десятки лет снимает по всему свету. Политика и экономика ее интересуют мало, а вот за поведением людей на улицах она наблюдает с нескрываемым удовольствием. В названиях этих жанровых "зарисовок" фигурируют только место и время запечатленной сцены. Видимо, автор полагает, что другие комментарии излишни, когда на снимках целуются влюбленные, играют дети, задумчиво смотрят вдаль старики. Географией и хронологией здесь не исчерпывается ни один из сюжетов - скорее, это лишь пометки в биографии самой Сабины Вайс.
А вот работы Бернда и Хиллы Бехер, представителей знаменитой дюссельдорфской школы, выглядят строго, почти математически концептуальными. Выставка "Индустриальные археологи" целиком посвящена старой промышленной архитектуре. Градирни, газгольдеры, элеваторы, доменные печи, водонапорные башни и прочие объекты времен индустриальной революции выглядят здесь загадочными символами какой-то неведомой, канувшей в Лету цивилизации. Этот проект завораживает именно тем, что выхватывает "винтажную" архитектуру из окружающей среды и предлагает зрителю своего рода "гербарий", где ничто не отвлекает от формальных особенностей объектов. Многолетний труд, требовавший десятки раз выезжать в "творческие экспедиции" по Европе и Америке, теперь имеет вид почти стерильного наглядного пособия. Но не стоит обманываться внешней стройностью и будто бы элементарностью исполнения этого каталога. Он давался авторам нелегко.
Дмитрий Смолев