Пресса о фонде
"Ведомости. Пятница", 20 марта 2009, № 10 (145).
С неба на землю
Таковы фотографии на выставке Сергея Ястржембского «Впечатления. Impressions…», подготовленной Московским домом фотографии совместно с Фондом культуры «Екатерина». Более двухсот снимков за последние три года — из путешествий по Сибири, Европе, Африке. Ястржембский снимал землю с неба — из кабины вертолета или корзины воздушного шара. Хобби теперь уже отставного чиновника стало его основным занятием. Отпечатанные в большом формате, эти фотографии производят впечатление. Такого не увидишь с земли, хотя что-то подобное мы встречали в музеях искусства ХХ века, но то была абстрактная живопись, а это — современная фотография.
В авангардные 20-30-е годы съемка с высоты была одним из средств создания картины «нового мира». Расхожее представление о том, что вид сверху — это и есть точка зрения Творца, в ХХ веке оказалось возможным проиллюстрировать с помощью фотографии: вид сверху стал точкой зрения власти. Вспомним безупречно выверенные кадры Александра Родченко или Лени Рифеншталь: люди на них смотрятся темными точками, абстрактными пятнами, рядами марширующих черточек. Вид с земли был куда ужаснее, не говоря уже о том, что оставалось за кадром.
Фотографии Сергея Ястржембского возвращают безмятежность тем ракурсам «сверху вниз», которые в свое время считались художественной дерзостью и прославили авангардистов. Большие яркие фотографии природы, снятые с высоты, пользуются успехом у зрителей: достаточно вспомнить выставку француза Яна Артюса-Бертрана, устроенную несколько лет назад на Чистопрудном бульваре журналом «Афиша-Мир», или экспозицию Франко Фонтана, показанную в прошлом году в ГУМе в рамках Фотобиеннале. Так что в выборе натуры и того, как ее снимать, Ястржембский проявил себя еще и как искушенный политик, ориентирующийся не только на историю искусства, но и на вкус широкой публики.
Игорь Гребельников