"Ведомости", 21 сентября 2009

Вместо людей
«Лицо, образ, время» — выставка, но очень похожая на постоянную экспозицию маленького музея с большими амбициям

У этой выставки подзаголовок: «Изображение человека в искусстве. От модернизма к современности». Такую академически сложную тему трудно раскрыть с требуемым драматизмом на материале одного частного собрания, даже такого обширного, с присутствием работ многих известных и знаковых для культуры художников, как у Екатерины и Владимира Семенихиных.

Но владельцам коллекции захотелось это сделать. Идея принадлежит им, а куратору Александре Харитоновой, по ее словам, надо было только оформить тему в экспозицию, с чем она и справилась: выстроила сюжет, определила разделы и разумно сопоставила произведения — так, что каждая работа видна и все они достойны зрительского внимания.

Получилось красиво, осмысленно. Ну а то, что выставка начинается с картины Генриха Семирадского и обнаженной Ильи Репина в качестве примеров грядущих переворотов в живописи, так это натяжка, но вполне простительная — желание показать побольше собранного понятно.

В собрании Семенихиных есть несколько замечательных ню, и почему бы не показать миру крепкую спину и мощную попу натурщицы, воспетой мастеровитой кистью Александра Осьмеркина? Тем более что в искусстве ХХ в. собственно людей — с их уникальными телами, бессмертными душами и особенностями характеров — редко встретишь.

В художественной системе Петра Кончаловского люди — это эффектные живописные объекты, у Александра Тышлера — повод для демонстрации собственной живописной манеры, в соц-арте Гриши Брускина они — истуканы-мракобесы, в картинах Эрика Булатова или Семена Файбисовича — безликая биомасса, в сказках Виктора Пивоварова — оборотни. Все не люди, а человекозаменители.

Когда же дойдешь до современного искусства последних десятилетий, так там все еще печальнее. «Без названия» Дмитрия Врубеля (изображен Путин), «Автопортрет в образе президента» Пьера и Жиля (изображен Пьер), Владислав Мамышев-Монро в ролях Любови Орловой, все герои больших картин Владимира Дубосарского и Александра Виноградова доказывают, что личностей нет в мире масc-медийных и поп-культурных клише. А попытки Виктора Алимпиева и Рауфа Мамедова высказаться о дыхании, душе и теле кажутся наивными.

Но лучше смотреть выставку не познавательно, а с удовольствием — как на отличное собрание работ очень хороших художников, относящихся к человеческому миру с дерзостью, юмором и понятной печалью. Тогда даже отвратительные натуралистичные манекены Тони Мателли и мрачные страшилки братьев Чепмен будут казаться черным юмором, а не дьявольщиной.

«Лицо, образ, время» в фонде «Екатерина» открывает необъятную — больше 100 выставок — программу 3-й Московской биеннале современного искусства, на этой неделе вернисажей будет больше, чем за все лето, насмотримся всякого, будет интересно.

Ольга Кабанова



График работы

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00 (вход до 19:30)
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка