Пресса о фонде
"Ведомости. Пятница", 16 января 2009 года, № 1 (136)
Фрондер и лауреат
Этот каспийский рыбак был написан художником Таиром Салаховым в 1967 году, уже после того, как отгремела жесткая критика его первых работ с брутальными рыбаками и нефтяниками. Холст «У Каспия», хранящийся теперь в Третьяковке, показывают в Фонде «Екатерина», где открылась ретроспектива Салахова. Есть здесь и его дипломная работа «С вахты», написанная десятилетием раньше и почти черно-белая: поспорил с однокурсником, что целиком построит картину на оттенках серого. После цветущего имперским великолепием сталинского соцреализма это выглядело вызывающе свежо и сурово. Искусство Салахова, Никонова, Андронова и прочих единомышленников так и назвали впоследствии — «суровым».
Именно портретами Салахов довольно быстро завоевал признание. Моделями художника были в основном простые работяги и люди искусства. Салахов так же напрямик, жестко и энергично, как рыбаков и нефтяников, писал углубленного в себя Шостаковича или напряженный образ композитора Кара Караева. И в живописном, и в психологическом плане он усиливает контрасты: Кара Караева попросил надеть белый свитер и сесть на фоне черного рояля, а Шостаковича пересадил из удобного кресла на табуретку — чтоб не расслаблялся.
Этот фрондерский запал его живописной манеры как-то не вяжется с титулами и постами — вице-президента Академии художеств, всевозможного лауреата, народного художника СССР, Азербайджанской ССР и России, первого секретаря, председателя правления… И в этом еще один секрет Салахова.
Нынешнее празднование 80-летия Таиpa Теймур оглы началось по инициативе его дочери Айдан, известной галеристки, чей портрет 1967 года — в белом и верхом на белой деревянной лошадке — тоже приехал на выставку из Третьяковки.
16 января — 1 марта, Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий Мост, 21/5, тел. 621 55 22
Игорь Чувилин