Пресса о фонде
"Международное французское радио RFI", 11 июля 2009 года
«Удиви меня!»: Сергей Дягилев и русские балеты
|
9 июля в Монако открылась замечательная выставка, организованная Новым Национальным музеем Монако и московским Фондом «Екатерина». Выставка называется «Удиви меня!», она посвящена истории Русских балетов во Франции и центральной фигуры этих Русских сезонов – Сергею Дягилеву.
На выставке представлены 260 произведений искусства, костюмов, фотографий, макетов, связанных с Русскими сезонами, которые проводились во Франции с 1909 по 1929 год. Выставка продлится до 27 сентября, а затем с ней смогут познакомиться посетители Третьяковской галереи в Москве.
|
Прежде всего, что такое Русские сезоны? В 1909 году один из основателей «Мира искусства», знаменитый театральный деятель и антрепренер Сергей Дягилев произвел революцию в мире балета, привезя в Париж первые спектакли Русских балетов. Эти постановки были своего рода «тотальными произведениями искусства», сочетая оригинальность и виртуозность танца, блестящее музыкальное исполнение, новаторскую музыку и декорации и костюмы, созданные крупнейшими художниками 20го века. В них участвовали такие танцоры, хореографы, художники и композиторы как Нижинский, Павлова, Карсавина, Фокин, Мясин, Лифарь, Бакст, Бенуа, Рерих, Пикассо, Гончарова, Стравинский, Дебюсси, Сати и другие.
Организаторы выставки пожелали особо осветить те Русские балеты, которые были поставлены в Монако, а именно «Нарцисс», «Голубой поезд», «Бал» и т.д. С 1911 года Русским балетам Дягилева покровительствовал принц Альберт I, что позволило этой антрепризе ежегодно представлять Русские балеты. Начиная с 1922 года, Дягилев каждый год по несколько зимних месяцев проводил в Монте-Карло.
|
Однако, составить эту престижную выставку было непросто. Экспонаты были собраны из различных европейских, русских и американских коллекций, благодаря двухлетней работе, осуществленной американским профессором Джоном Боултом и его российской коллегой, замдиректора Музеев Московского Кремля Зельфирой Трегуловой.
На открытии выставки я побеседовала с Джоном Боултом, который рассказал, как проходила исследовательская работа по поиску и отбору экспонатов.
|
Одним из основных спонсоров выставки оказались известные меценаты и коллекционеры, Екатерина и Владимир Семенихины, которые совместно создали Фонд «Екатерина». Владимир Семенихин любезно согласился дать мне интервью и объяснил, с какими финансовыми трудностями столкнулись организаторы в самом разгаре финансового кризиса.
|
В толпе особо выделялся пожилой человек с необыкновенно прямой спиной, в белом костюме и с тростью с золотым набалдашником. Оказалось, что это – Игорь Махаев, бывший танцор, основатель музея Дягилева в Перми, городе, в котором будущий антрепренер провел детство. В течение 50-ти лет Президент Международного фонда "Дом Дягилева" Игорь Махаев собрал огромную коллекцию, связанную с именем великого театрального деятеля. Об этом мы и побеседовали.
Тем, кто соберется этим летом посетить Монако, советуем посетить две выставки, которые открылись практически одновременно: «Сергей Дягилев и Русские балеты» (вилла Собер и Зал искусства Зимнего спортклуба) и «Москва: великолепие Романовых» (Форум Гримальди).
Прослушать интервью с Джоном Боултом, Владимиром Семенихиным и Игорем Махаевым можно на официальном сайте Международного Французского Радио (RFI).
Галина АККЕРМАН