"Независимая газета. Антракт", 20 марта 2009 года

Аэрофото, или Сверху видно все
На Кузнецком Мосту выставили "Впечатления" Сергея Ястржембского

Молодого фотохудожника Сергея Ястржембского многие будут ругать, потому что он бывший помощник бывшего президента. Многие будут его хвалить по той же самой причине. Объективных в оценке его творчества будут единицы. Но и их многие упрекнут в профанном восприятии прекрасного. Ну или в недоразвитости рецепторов. Да мало ли еще в чем. И тут фотохудожнику посоветовать можно только одно – японский путь. Добившись успеха на одном поприще, уходи на другое, но прежде – смени имя. Смени имя и прославь его. Впрочем, поздно. Всем известно, что Сергей Ястржембский всерьез занялся фотографией недавно (хотя общий стаж его хобби – 20 лет), что первая выставка его работ проходила пять лет назад, что называлась она «Проба № 50», там в основном были выставлены снимки архитектурного свойства – с крыши Кремля, с Успенской звонницы. Теперь Ястржембский снимает с самолета. Сверху видно все, кроме человека. Впрочем, человековычитание в Impressions отнюдь не выглядит нарочитым или противоествественным. Но тут место для новых упреков: Мастер, мол, холодноват, бесстрастен – человек его интересует мало. А до Анреаса Гурского ему далеко. «Нет, нет, он не похож на Гурского», – доносилось отовсюду на вернисаже. Но аллюзий было не избежать. Хотя бы потому, что весной 2008 года фонд «Екатерина» проводил первый в России полномасштабный показ художественной фотографии Гурского. Стены помогают. Они же обязывают. Впрочем, минималистичные и отвлеченные, похожие все-таки скорее на экспрессионизм, чем на импрессионизм, работы серии Impressions Сергея Ястржембского держатся в предложенном пространстве весьма достойно.

Кстати, на пресс-конференции героя спросили: – не хотите ли снимать портреты? На что он ответил – с человеком скучновато. Впрочем, линии человеческого лица он рассматривает в морщинах земли. Да и есть ли толк упрекать художника в том, что душа его лежит ближе к тому, а не к другому? Директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, курировавшая выставку «Впечатления», с автором согласна: «Человек зазнался». Хотя едва ли автор задавался целью указать человеку место в современной цивилизации. Он лишь искренне любуется цветоделением естественных ландшафтов, поразительно иногда напоминающих живопись Марка Ротко или Игоря Вулоха. Авангард – тоже да. Но это общее место. Представленный Ястржембским макрокосмос медитативен, заставляет подумать – нет, не о величии земли и ничтожности ее обитателей, а скорее о том, что замысел создателя совершенен в любых проявлениях. Кружки и стрелы. Строгая симметрия. Априорные формы. Лоскутки без теней. Потому кажется, что все это неживое, но искусственно созданное. Сделанное руками кропотливо и отстраненно, как и любое искусство – ни почему.

И еще к вопросу о профанном восприятии творчества. Искусством можно считать все то, что хочется повесить у себя дома, а также то, что заставляет подольше побыть в том пространстве, где оно выставлено. Так вот – в отношении «Впечатлений» Сергея Ястржембского оба вышеозначенных критерия работают. Тогда так ли важно – переменят эти фотографии ход истории искусства или нет?!




График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка