Пресса о фонде
"Итоги", №5, 26 января 2009 года
Восточный мудрец Выставка Таира Салахова - в фонде культуры "Екатерина" до 1 марта
Восьмидесятилетний классик "сурового стиля", сын расстрелянного в 1938-м азербайджанского коммуниста, Салахов был одной из самых влиятельных фигур в советской художественной жизни. С 1973 года он трижды избирался первым секретарем Союза художников СССР. Интересно, что после распада СССР и реформирования Союза художников Салахов сохранил свои позиции. В 1992-м он стал вице-президентом Международной конфедерации СХ и Союза художников России.
Но Салахов-художник не менее любопытен, чем Салахов - политическая фигура. Его дипломатичное умение избегать крайностей и примирять противоположности самым неожиданным образом сказалось на творчестве. В ранних картинах конца 1950-х - середины 1960-х годов нет ничего, с чем принято ассоциировать Восток. Ни пестроты и яркости красок, ни кричащей экспрессивности... Его знаменитые полотна "С вахты" (1957) и "Утренний эшелон" (1958) отсылают к строгой графичности и монументальности живописи Александра Дейнеки. Пейзажи Баку 1970-х выглядят цитатами видов Сезанна. Портрет композитора Кара Караева (1960), который хранится в Третьяковской галерее, напоминает портрет европейского интеллектуала. Строгий профиль, контраст черного рояля и белого свитера, устойчивость и напряжение позы. А портрет дочки Айдан (1967), чьи огромные черные глазищи и челка контрастируют с белыми костюмчиком, шапочкой и белой же деревянной лошадкой, сделан в стилистике начала ХХ века. Иначе говоря, о родном Востоке Салахов рассказал на языке европейского искусства. Аскетично, строго, безжалостно отбрасывая подробности, акцентируя форму и цветовой контраст. Похоже, он изгонял из своих работ не только детали натуры, но и намек на декоративность. При этом полотна хранят странное напряжение, сродни натянутой перед выстрелом тетиве лука. Сочетание внутренней тревоги и статичности, страстей и холодных красок производит сильное впечатление и до сих пор.
Но в живописи Салахова непротиворечиво сошлись не только Восток и Запад. Он сумел также примирить вольнолюбивую фронду и востребованную официальным искусством тему. Тему труда художник решал, рисуя нефтяников родного Каспия в манере "сурового стиля". При монументальных масштабах многих полотен Салахов умудрялся избегать внешнего пафоса. Бытовой жест у него соединен с крупным планом. Неудивительно, что его картины "Ремонтники" (1960) или "У Каспия" (1967) одновременно похожи на скульптурные композиции и кадры из фильма во весь экран. Как ни странно, наиболее крамольной оказалась шестиметровая работа "Тебе, человечество!", написанная до полета Юрия Гагарина. Салахов и тут нашел неожиданное решение: тему полета ввысь он воплотил в горизонтальном полотне. Две вытянутые обнаженные фигуры - мужчины и женщины - парят над невидимой поверхностью, в их ладонях - что-то вроде первых спутников. Вполне невинный сюжет чуть было не вызвал скандал на выставке в Манеже в 1962 году. Но автор вовремя снял работу от греха подальше и отправил обратно в Баку.
Выставка в фонде "Екатерина" подготовлена галереей "Айдан", принадлежащей дочери Салахова. Галерея занимается современным искусством. Таким образом, старинный спор отцов и детей, актуального искусства и академической живописи позднесоветских времен именно на выставке Таира Салахова, похоже, заканчивается примирением.
Жанна Васильева