Пресса о фонде
"Итоги", 23 октября 2009 года
Большой батман
100-летие "Русских балетов" отмечают в Третьяковке
Международный проект "Видение танца", который показывают на Крымском Валу до 31 января, конечно же, выставка-блокбастер. И как всякий дорогущий блокбастер, это плод интернациональных усилий и совместных, государственных и частных, вложений. Организаторами проекта, помимо ГТГ, выступил фонд "Екатерина" и Новый Национальный музей Монако. Именно в музее Монако были "совершенно случайно" найдены макеты декораций дягилевских балетов 1920-х, сделанные по эскизам Натальи Гончаровой, Александра Бенуа, Андре Дерена, Жоржа Брака… С подсветкой макеты похожи на сцены миниатюрных кукольных спектаклей, созданных лучшими художниками ХХ века. Случайность, как водится, оказалась оборотной стороной закономерности. В Монте-Карло долгие годы базировалась труппа Дягилева: там были и репетиционные залы, и склады декораций и костюмов.
Третьяковке тоже есть что показать: впервые публика увидит фотографии, рисунки из архива Михаила Ларионова. После смерти Дягилева Ларионов долгие годы вынашивал идеи написать историю балета. К открытию выставки приурочен выход книги, основанной на этих материалах из его архива, - "История "Русского балета" реальная и фантастическая". Наконец, в подготовке проекта было задействовано около 20 музеев и 10 частных собраний. Благодаря этому можно увидеть не только атласную туфельку, веер Анны Павловой и 50 (!) подлинных костюмов к балетам Дягилева, но и кадры репетиций Тамары Карсавиной. Чтобы оценить их уникальность, можно вспомнить, что Дягилев запрещал киносъемку балетов. В финале экспозиция уводит зрителя вверх к занавесу в сто квадратных метров по эскизу Пикассо к "Голубому экспрессу".
Масштаб, конечно, имеет значение. Еще большее значение имеет то, что для России это первая возможность получить представление "из первых рук" о поздних "Русских балетах", поставленных в 1920-е годы. Декорации к ним писали не только Бакст, Ларионов, Гончарова, но и Матисс, Дерен, Пикассо. Среди композиторов были не только Прокофьев, Стравинский, но и Сати, Пуленк, Форе, Мийо… Сто лет спустя "Русские сезоны" Дягилева оказывают новую услугу России. Если век назад Сергей Павлович Дягилев открывал русское искусство Западу, то в XXI веке его балеты помогают российскому зрителю осознать и принять наследие европейского авангарда как свое, родственное. Как ни странно, этот проект - отчасти встреча с Россией, которую мы потеряли. Разумеется, возникает вопрос: хорош ли для первой встречи жанр блокбастера? Но, во-первых, к проекту обещана сопутствующая образовательная программа. А во-вторых, до радикальной смелости Дягилева нашим кураторам все равно далеко. Достаточно вспомнить, что на премьере "Весны священной" в Париже в мае 1913 года в зале развернулась битва противников и сторонников балета. Чтобы утихомирить публику, Дягилев приказал попеременно зажигать и гасить свет. Но это все равно не помогло. Шум стоял такой, что танцовщики едва слышали оркестр, и Нижинский, стоя за кулисой, помогал им, отстукивая ритм и считая вслух. Нам не видать таких сражений. И, к сожалению, таких балетов тоже. Но выставку можно посмотреть…