Пресса о фонде
"Вечерняя Москва", №64 (24842) от 14.04.2008.
Андреас Гурский приехал в Москву
В Фонде культуры «Екатерина» открыл свою выставку Андреас Гурский.
На «Фотобиеннале-2008» москвичей продолжают знакомить с самыми последними тенденциями мировой фотографической моды. На днях в Фонде культуры «Екатерина» открыл свою выставку Андреас Гурский – человек, работа которого «99 центов-II» на аукционе «Сотбис» установила ценовой рекорд на современную фотографию.
Привезти его произведения в столицу было не так то просто, учитывая, во-первых, их стоимость, а во-вторых, размеры. Работы Гурского (а на выставке их около 30) – примерно два-три метра в длину. Впрочем, несмотря на нестандартный формат, фотографии Гурского в нескольких небольших залах Фонда культуры «Екатерина» разместились достаточно свободно.
Естественно, что от выставки самого высокооплачиваемого на сегодняшний день фотографа ждешь чего-то сногсшибательного. И когда при виде экспонатов не падаешь от восторга в первый же момент, то сначала очень удивляешься. Но скоро понимаешь, что это вполне закономерно. В работы Гурского надо пристально вглядываться. Только так можно оценить прелесть многочисленных мелких деталей.
Ключевое слово для произведений Гурского – «множество». Здесь запечатлены сотни пляжных зонтиков в Римини. Прорва продуктов в супермаркете (блестящий образ эпохи перепроизводства). Множество людей на бирже в Кувейте (этот снимок производит очень сильное впечатление, быть может, потому, что костюмы у персонажей – арабские, а деловая активность чисто европейская). Всматриваясь в некоторые работы, кажется, что кто-то из запечатленных на фото сидит у соседа на голове… да, впрочем, так оно и есть. Изображения людей и предметов накладываются друг на друга. И неудивительно. Ведь большинство произведений Гурского – это картины, составленные из целого ряда снимков и обработанные с помощью компьютерных технологий. Но сделано это так филигранно, что с первого взгляда подвоха и не заметишь. К тому же у Гурского свой подход к преображению пространства. Для него одинаково важны все детали на его работах. Поэтому вещи на заднем плане он часто укрупняет, а на переднем – уменьшает. Такой прием фотограф использовал и для создания судьбоносных «99 центов».
Сюжет для этого снимка автору подвернулся совершенно случайно. Как-то в Лос-Анджелесе, проходя по бульвару Санта-Моника, он увидел сверкающий огнями супермаркет. Гурский зашел в него и сразу же отправился добиваться разрешения на съемку. А потом фотографировал в магазине полдня. Плодом этих трудов стала работа в стиле поп-арта. Кстати, и по цветам, и по композиции многие произведения Гурского напоминают живопись. Особенно четко в них прослеживается влияние поп-арта и немецкого романтизма. Но, по словам самого Гурского, он к такому эффекту вовсе не стремится, параллели с живописью возникают в его работах непроизвольно.
Вообще фотограф, несмотря на мировую известность, производил впечатление человека непафосного. Держался и был одет он достаточно скромно, на вопросы журналистов отвечал добросовестно. Заявил, что, начиная свой путь в фотографии в 80-х годах, ни о каких ценовых рекордах даже не помышлял – не знал, сможет ли он своим искусством зарабатывать деньги. До сих пор его ставят в тупик вопросы журналистов «в чем секрет вашего коммерческого успеха». И все, что он может посоветовать начинающим фотографам, – побольше думать о творческой составляющей своего труда и поменьше – о финансовой стороне.
Выставка продлится до 18 мая
Анна ЧЕПУРНОВА