Пресса о фонде
Телеканал "Культура", 29.05.08.
Выставка работ Виктора Алимпиева открылась в Москве
В отечественном видеоарте есть мало художников, чьи имена известны за рубежом. Виктор Алимпиев из их числа. В минувшем году его работы приобрели лондонская галерея «Тейт» и Центр искусств Жоржа Помпиду; он стал участником Венецианской биеннале современного искусства. Наконец, открылась первая персональная выставка художника в Москве. Рассказывают «Новости культуры».
Кричащие идеи и образы, социальные и политические аллюзии – все это не для него. Виктор Алимпиев умеет задавать вопросы и держать паузу. Само название выставки звучит как вопрос: «Чей это выдох?». На самом деле, так называется одна из видеоработ, посвященная паузе. В этом видео можно увидеть хор, который сосредоточенно поет, а в паузе один из восьми певцов выдыхает и падает, и в это время другие его подхватывают. «Вот этот момент сентиментальный, романтический, когда появляются они сами, а не их музыка. Главное событие работы», – замечает художник.
Видеоработы Алимпиева снимаются, как кино. Сначала проходит кастинг актеров, потом они получают актерское задание, в его фильмах звучит специально написанная музыка, можно увидеть профессиональную операторскую работу. От обычного кино эти работы отличаются только способом воспроизведения. Как известно, в музее видео закольцовано. «В видео я стараюсь добиться неподвижности и молчания. Это выглядит, как то, что происходит вечно», – продолжает Алимпиев.
Скульптурная неподвижность образов в видеоработах Алимпиева дополняется оптической дрожью его живописи. Анатолий Осмоловский признает ее авангардной и одновременно сравнивает с живописью эпохи барокко. «Сложность, многофактурность, складки, трещины, контуры, присутствие новых технологий», – говорит он.
В живописи Алимпиева действительно есть некоторые технические секреты. «Мне нужна максимальная четкость контура между двумя цветами. Это невозможно», – поясняет художник. Виктор Алимпиев пишет серии двуслойных работ. На тепло-охристый подмалевок он наносит прозрачные слои более холодного цвета, который он сам сравнивает с киселем. Для этой живописи важны повторения, подобные рифмам в поэзии.
У Виктора Алимпиева есть особая стратегия в современном искусстве. «Работы Алимпиева делают очень редкую вещь: они показывают нам возможность другого мира», – считает галерист Владимир Овчаренко. На подобные выставки ходят за тишиной и непростыми ощущениями.