Пресса о фонде
"Эксперт", 3 марта 2008.
Тачанка Аполлона
Выставка «Красноармейская студия», проходящая в залах фонда культуры «Екатерина», посвящена 90-летию РККА.
Редкий юбилей вооруженных сил отмечался с таким художественным размахом - больше сотни полотен и плакатов, среди авторов - генералы «левых» и «правых» фронтов российского искусства: от лучших представителей авангардных 20-х (Кузьма Петров-Водкин, Эль Лисицкий) до лауреатов Сталинской премии (Исаак Бродский, Александр Лактионов), от патриархов реализма (Константин Юон, Павел Корин) до художников-концептуалистов (Ольга и Александр Флоренские).
Часть выставленных работ в свое время была так растиражирована в репродукциях, что встреча с оригиналом вызывает мистический трепет. Здесь можно «живьем» увидеть некогда любимую картину советского народа «Письмо с фронта», за которую в 1948-м Лактионов получил Сталинскую премию и которая, благодаря солнечному колориту, сладчайшему натурализму и задушевности, сделалась лучшей «картинкой про войну» в учебнике «Родной речи», лучшей открыткой и лучшей цветной вклейкой в БСЭ. А тут вот оно - два с лишним на полтора метра, масло на холсте в авторском повторении (всенародная популярность заставила и самого художника тиражировать свой шедевр). Не меньшим откровением, впрочем, становятся и встречи с вещами, не известными никому, кроме посетителей Центрального музея Вооруженных cил. Взять хотя бы гигантское полотно «К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке». Космическая панорама зимнего, в духе Брейгеля, пейзажа, простирающегося за фигурой наркома, принадлежит не кому-нибудь, а Исааку Бродскому, добравшемуся до президентства в Академии художеств благодаря виртуозному изображению кабинета Ильича с пальмой в кадке.
Собранные же вместе, известные и неизвестные произведения делают очевидными два важных обстоятельства.
Во-первых, время строительства Красной Армии было временем крупнейшей позиционной войны в советском искусстве. С конца 20-х соцреализм вел наступление на всех художественных фронтах, закончившееся к 1933-му полной и безоговорочной капитуляцией наследия авангарда (в тот момент уже называвшегося формализмом). У руля оказались те, кто вовремя сменил членство в лево-авангардном ОСТе (Общество станковистов) на близость к радикально-реалистической АХРР (Ассоциации художников революционной России), заложившей фундамент советской изобразительной пропаганды.
Во-вторых, военная тема позволила советским художникам проявить свою осведомленность не только в жанрах, но и в иконографических схемах, накопленных мировым искусством. В «Славе павшим воинам» Федора Богородского легко разглядеть «Оплакивание Христа», в картине «После боя» Петрова-Водкина - фрагмент «Тайной вечери», в «Тачанке» Грекова - закусившую удила квадригу Аполлона, в «Красноармейской студии» Серафимы Рянгиной - классическую сцену «художник в своей мастерской», известную со времен Вермеера. Тема созидательного социалистического труда - вторая важнейшая тема в официальном советском искусстве - такого богатства интерпретаций не породила. Война оказалась содержательнее, чем мирный труд.
Юлия Попова