Пресса о фонде
"Культура", 23 февраля - 5 марта 2008.
Зеленые одежды "Красноармейская студия" в Фонде культуры "Екатерина"
Ценный подарок преподнесли ко Дню защитника Отечества не только сильному полу, но и всем любителям истории и искусства Фонд культуры "Екатерина" и компания "Интеррос". 90-летию создания Рабоче-крестьянской Красной Армии, из которой выросла нынешняя российская, Издательской программой "Интерроса" и Гуманитарным проектом Ивана Полякова посвящен масштабный культурно-просветительский проект "Красная Армия. 1918 - 1946". Организаторы его задались благородной целью "описать роль РККА в культурной, политической и социальной жизни страны, показать ее меняющийся образ в искусстве". Уже выпущена толстая книга с учеными текстами и яркими картинками "Россия: XX век. Красная Армия. 1918 - 1946", на радиостанции "Эхо Москвы" прозвучали специальные выпуски программы "Не так". В канун праздника в залах "Екатерины" открыли не очень большую, но полную знаковых картин из музейных фондов выставку "Красноармейская студия" - она задумана как "наиболее крупное и публичное событие" в рамках юбилейного проекта. При этом устроители настаивают на том, что именно оно "сильнее других обращено к индивидуальному восприятию и размышлению". Однако при всей продуманности концепции, ее "правильности" и встроенности в сегодняшние выставочные тренды, "сделанности", участии в проекте комиссара Московской биеннале современного искусства Иосифа Бакштейна, модном дизайне от архитектора Юрия Аввакумова и художницы Алены Кирцовой, не говоря уж о музейном уровне проекта, экспозиция оставляет двойственное ощущение.
Ностальгия по СССР - стране, канувшей в историю, но стойко живущей в нашем подсознании, тоска по Большому стилю и "славному" имперскому прошлому - неизбывная примета нашего времени. Моду на русский авангард, Серебряный век и даже contemporary art вежливо, но непреклонно теснит интерес к советскому искусству, в том числе "искусству лакировки" -
соцреализму. Сомнений не оставляет целый ряд музейных проектов, включая международные (вроде получивших большой резонанс в Европе выставок "Коммунизм - фабрика мечты" и "Советский идеализм"), и ажиотажный спрос на советских классиков на арт-рынке. Никуда не денешься: как писал товарищ Ленин, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Вот социальные запросы вкупе с экономическими ожиданиями и давят на деятелей искусства, призванных определять векторы движения в благословенной, "чистой" области культуры.
Хочу, но не могу отделаться от ощущения, что все это присутствует в "екатерининско-интерросовском" проекте, осуществленном в своей визуальной части под руководством двух китов современного арт-процесса - Зельфиры Трегуловой и Иосифа Бакштейна. Понимаю, что проект можно ранжировать как научно-исследовательский, что закрывать глаза на историю недавнего прошлого нельзя, а искусство как раз и дает необходимый для изучения материал в наглядной форме. Правда, искусство - вещь условная, а не вполне документальная... И как-то все-таки уж очень все сошлось: юбилей Красной (она же Советская и Российская) Армии, государственный праздник 23 февраля, теперь с выходным днем, предстоящие президентские выборы... Так что воскресный поход за выполнением гражданского долга в день Х, окруженный с обеих сторон праздниками - Женским днем и "мужским", - легко (можно и нужно!) совместить с культпоходом на Лубянку. Не пугайтесь, это всего лишь улица Москвы, на которую выходит здание Фонда "Екатерина", вообще-то числящееся по Кузнецкому Мосту.
Здесь вы и сможете сейчас насладиться советской живописью разных периодов, от 20-х годов до 80-х, для куража и политкорректного "диалога поколений" слегка разбавленной патриотически-батальными опусами нынешних "актуалов" Сергея Браткова, супругов Флоренских, Георгия Гурьянова, Сергея Шутова и иже с ними.
Подозреваю, что перед картинами Кузьмы Петрова-Водкина и Виктора Попкова, Константина Юона и Митрофана Грекова, перед хрестоматийными полотнами Александра Дейнеки, Федора Богородского и Павла Корина зрители могут разделиться на два лагеря. Одних от кубометров красоты в погонах, галифе и орденах тошнит, другим - бальзам на раны. Но что поделать, если это - шедевры отечественного искусства. Выставка в самом деле сделана с привлечением главных национальных сокровищниц - Третьяковской галереи и Русского музея, а также Литературного музея, Российской государственной библиотеки, Государственного центра современного искусства. В кои-то веки о себе напомнил тоже не бедный советской классикой Центральный музей Вооруженных Сил, но подлинным бенефициантом следует признать Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО": именно из его бездонных запасников, перешедших в наследство от Минкультуры СССР, извлечены вещи, способные вызвать наибольший интерес в силу новизны для публики.
Кураторы осознанно поместили множество работ полузабытых соцреалистов 1930-х Екатерины Зерновой, Петра Шухмина, Константина Вялова и прочих бок о бок с суперхитами из школьных учебников. Эти картины с танками, самолетами, мотоциклами с затянутыми в кожу седоками, кораблями в лазурном просторе, учениями для населения и доблестными воинами вокруг любимых вождей писались к юбилейным выставкам РККА 1920 - 1930-х годов, а потом или уничтожались, или надолго складывались в запасники, в том числе ведомственных музеев, не выходя к широкой публике.
Подобная судьба постигла роскошное полотно Исаака Бродского с изображением Клима Ворошилова на лыжной прогулке - достойную пару "Ленину в Кремле" и "двум вождям после дождя". И, конечно, никто не видел холста, который дал выставке название: в 1928 году Серафима Рянгина написала "Красноармейскую студию ИЗО" -групповой портрет солдатиков, совмещающих приятное с полезным, то есть штудирование антиков с производством транспарантов.
Вывешенные на уровне глаз зрителя на специально покрашенные стены (тоже мода для продвинутых галерей, каждый проект вносящих в особо подготовленное пространство) старые знакомцы и новые открытия воспринимаются неожиданно свежо, вписывая дополнительные главы в повесть о жизни армии. Нет, никто и не пытался рассказать ее во всей полноте: тут понадобилось бы несколько зданий Манежа, и кто бы выдержал такие испытания. Отлично, что можно в ином ракурсе взглянуть на Александра Лактионова и Гелия Коржева, заново увидеть редко экспонируемых Михаила Савицкого и Евсея Моисеенко, оценить эволюцию приверженцев разных стилевых направлений в одну сторону при Сталине, в другую - после наступления "оттепели". Только одного я не понимаю: почему в душе нет ни радости, ни энтузиазма, а лишь любопытство? Стою в красивом зале с цитатами из словарей Даля и Ушакова, хитро придуманными вместо экспликаций к разделам выставки, слушаю льющуюся из динамиков музыку, для каждой темы свою, и тоскую смертно среди небес, морей, полей и зеленых одежд...
Елена ТИТАРЕНКО