Пресса о фонде
"Время новостей", 22 февраля 2007 г.
Дежавю, а приятно
В Москве открылся новый музей современного искусства
Созданный в 2002 году артфонд «Екатерина» работает грамотно, профессионально и виртуозно. Частная коллекция четы Екатерины и Владимира Семенихиных стала поводом устраивать мощные визуальные спектакли на тему истории русского искусства. В союзники привлекаются крупнейшие российские музеи, западные и отечественные коллекционеры, архивы. Все помнят, например, трехчастную (в Монако, Петербурге и Москве) постановку «Бубновый валет»: фундаментальному представлению огромного, богатого талантами архива творческого объединения начала XX столетия позавидовали бы все государственные институции. Фонд участвовал в подготовке выставок «Россия!» в музее Соломона Р. Гуггенхайма, «Русский поп-арт» в Третьяковке, «Время перемен» и Эдуарда Штейнберга в Русском музее. Даже дал деньги на визит в Московский Кремль (выставка «Кунсткамеры Габсбургов») портрета императора-алхимика XVI века Рудольфа II в образе Вертумна, выложенного из овощей и фруктов великим затейником эпохи маньеризма Арчимбольдо.
Событием планетарного масштаба стала подготовленная фондом «Екатерина» в 2006 году персональная выставка классика современного искусства Эрика Булатова. Большинство хрестоматийных картин художника рассредоточено по частным собраниям мира, и для того чтобы взять их на время в Москву, приходилось не только тратить огромные средства, но и являть эталон высокой дипломатии.
Накануне Второй Московской биеннале современного искусства «Екатерина» снова подтвердила свой имидж «коллекционера-культуртрегера». Демонстрация хитов собрания опять стала продуманной просветительской акцией. Собранные четой Семенихиных картины художников XX столетия, от авангардистов до Андрея Бартенева и Олега Кулика, стали ядром экспозиции «Движение, эволюция, искусство», размещенной в музейном пространстве, оборудованном в одном из домов старой Москвы в соответствии с новыми технологическими стандартами. Музей будет работать для всех желающих прийти и понять, что же такое art contemporary. Для тех, кто с современным российским искусством знаком едва-едва, выставка окажется кратким введением в тему движения артпроцесса по самым общим траекториям. Маленький такой путеводитель. Краткий, но содержательный: в нем и беспредметность «амазонок авангарда», и советский экспрессионизм левых группировок 20-х, и неофициальное искусство 60--80-х, и концептуализм 70--90-х, и постмодерн, и соцарт, и новый реализм двухтысячных. Для меня же прогулка по выставке оказалась ускоренной перемоткой памятью вернисажей последних лет, такой приятный дежавю-дайджест. Вот поролоновый мотоциклист Сергея Шеховцова -- как же, как же, галерея «Риджина» и мастерские «Арт-Москва» (кстати, на прошлогодней юбилейной «Арт-Москве» фонд «Екатерина» впервые познакомил публику со своей коллекцией искусства 1996--2006). Вот обезьяны-генералы Ильи Чичкана и миролюбивые гуманоиды Василия Цаголова. Ну да, этих украинцев привозил Марат Гельман. А это кто? Ах ба, объемный, словно из детского календарика, портрет инопланетянина в позе из советского плаката «Не болтай». Конечно же Андрей Бартенев -- его панно в лучших традициях передвижничества кочевало по многим выставкам. Запаянная в прозрачную коробку кукла-теннисистка Олега Кулика гостила на престижных форумах в Венеции и Берлине. А выполненный Эриком Булатовым портрет своего друга художника Олега Васильева с отлетающими от него нимбами советских гербов довелось наблюдать в мастерской самого мэтра Эрика Владимировича на Чистых прудах.
Эта навигация по волнам памяти, состоявшаяся благодаря купленным «Екатериной» с разных выставок поплавкам-артефактам, оказывается оправданием собственной работы критика, который, как любит говорить редактор отдела культуры нашей газеты Алена Солнцева, пишет не много статей, а одну большую: гипертекст -- летопись художественной жизни.
Сергей ХАЧАТУРОВ