"Ведомости. Пятница", 13 апреля 2007 г., №13 (50)

Невидимая стена
В Фонде культуры “Екатерина” открывается большая ретроспектива Владимира Янкилевского

Музыка — неизменный источник вдохновения для художника, вечность — один из его постоянных собеседников

Чем дальше в прошлое уходят шестидесятые годы ХХ века, тем чаще возникают выставки “шестидесятников”. Первая волна их показов в 1990-х годах была сродни реабилитации гонимых прежде художников, теперь отчетливо проступает желание разобраться в непростых коллизиях искусства того времени. В Музее личных коллекций показывают Оскара Рабина — одного из центральных персонажей “Лианозовской группы”, а Фонд культуры “Екатерина” совместно с Русским музеем организует выставку Владимира Янкилевского, представителя другого крыла “нонконформистов”.

Сам художник уехал из России в 1989 году. В 1995-м прошла большая выставка его работ в Третьяковской галерее. Нынешняя ретроспектива включает около семидесяти произведений разных лет, с конца пятидесятых до наших дней, и разных жанров — от небольших графических работ, обычно населенных у Янкилевского мутантами, до масштабных триптихов, пентаптихов и объектов. В этих трех- или пятичастных композициях живопись часто соединена с реди-мейдом (готовыми вещами вроде шляпы или дверного звонка) или почти скульптурными включениями. Или на живописной поверхности вдруг оказываются вырезанные из оргалита фигуры, покрашенные и одетые в реальную одежду. Или в одном изображении сращиваются люди и футуристические механизмы.

Экспозиция называется “Мгновения вечности”. Так же именуется Триптих № 11, посвященный композитору Александру Рабиновичу. Музыка, особенно Баха и Шостаковича, остается для Янкилевского неизменным источником вдохновения, и вечность — это слово фигурирует в названиях многих произведений — один из его постоянных собеседников. На выставке собраны работы из крупных музеев и частных коллекций Европы и России. В июле “Мгновения вечности” переедут в Санкт-Петербург.

Большая работа Янкилевского “Пентаптих № 1. Атомная станция” выставлялась в 1962 году в Манеже — на той самой знаменитой выставке, где Хрущев ругался матом, называл художников пидарасами и топал ногами. В одном из интервью Янкилевский рассказывал, что отчетливо помнит фразу главного борца с культом личности: “Что касается искусства, я — сталинист”. Триптихи и пентаптихи художник долго после этого не показывал, но в легенды вошли “шкафы”, “ящики” и “двери”: своего рода инсталляции, обыгрывающие коммунальный быт и шире — бытование человека в мире. В том же интервью Янкилевский пояснял: “В метро, в автобусах люди прижаты друг к другу, но они друг другу чужие, их отделяет невидимая стена; эту непроницаемую иллюзорную стену и символизируют "ящики". У каждого человека есть свой невидимый ящик”. Один из них, сделанный в 1972 году, был обманом вывезен во Францию: журналист Поль Торез въехал в СССР на автофургончике, в котором стоял фанерный шкаф. В таможенной декларации так и было написано: “шкаф”. Когда машина возвращалась в Европу, на месте произведения парижского мебельщика была работа Владимира Янкилевского.

Владимир Янкилевский “Мгновение вечности”

Фонд культуры “Екатерина”, ул. Кузнецкий Мост, 21/5, подъезд 8,
вход с Большой Лубянки; тел. 621 55 22

С 11 апреля по 24 июня

Игорь Чувилин
Для Пятницы
Фото: ИТАР-ТАСС




График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка