Пресса о фонде
"Российская газета", № 219 от 03.10.2007
"Портреты в стиле VOOM" Роберта Уилсона в Фонде "Екатерина"
Долгожданный гость Московской Биеннале современного искусства - американский театральный режиссер, дизайнер и видеохудожник Роберт Уилсон наконец-то появился в столице. Правда, спустя полгода после завершения биеннале. Свои модные в светско-артистических кругах портреты он демонстрирует сейчас в Фонде «ЕКАТЕРИНА».
Художественного образования в Роберта Уилсона, будущего сценографа, вошло предостаточно. Он учился и на отделении архитектурного дизайна в Институте Пратта в Нью-Йорке и успел поднатореть в лирической абстракции в парижских мастерских в те же 1960-е годы, и даже посещал по молодости студии современного танца, пытаясь с помощью ритмики избавиться от дефектов речи. Он и впоследствии работал с известным американским хореографом Мередит Монк. Короче говоря, у Уилсона накопился большой культурный багаж, в котором, правда, не было опыта сценографии, с которым он и пошел на штурм театральных подмостков. Впрочем, о «подмостках» в отношении Уилсона можно говорить лишь с определенной мерой условности. Настолько его творения вырываются из привычных рамок. В 1970—1971 годах он поставил спектакль «Взгляд глухого», за которым закрепилось определение «безмолвная опера». Спустя два года в Иране с помощью непомерной массовки в 500 фигурантов был создан спектакль-«проект» «Гора Ка и Сторожевая терраса». К слову сказать, «проект» длился семь суток. И, разумеется, еще нужно упомянуть массу постановок классических спектаклей (конечно, не все), которые Уилсон осуществил за последние двадцать лет, и среди них оперы Вагнера, Моцарта, Дебюсси, ставшие событиями в «Ла Скала», «Опера Бастий» и «Метрополитен-опера».
Из всего этого видно, что Уилсон — художник, не чуждый классике, но относящийся к ней своеобразно, смелый экспериментатор и волевой организатор — смог же он собрать 500 статистов на 7 суток. То, что зритель видит на выставленных больших плазменных экранах, в каком-то смысле фотопортреты, а в каком-то — видео, поскольку как бы «замороженные» съемкой модели Уилсона иной раз чуть оттаивают и начинают двигаться. То есть это нечто между фото и фильмом. А для простоты можно сказать, что фотопробы. За такую съемку, предваряющую готовый видеопродукт, модели Уилсона изрядно расплачиваются. Не то чтобы прямо деньгами, а терпением и многочасовой покорностью мэтру, получившему в руки видео High Definition. Анадо сказать,что уилсоновские модели сплошь знаменитости — принцесса Монако Кэролайн, Михаил Барышников, Изабелла Росселини, Луи Арагон (он когда-то и стал первой «жертвой» видеоартиста), Жанна Моро, Брэд Питт, Вайнона Райдер и многие другие. Теперь к Уилсону стоит очередь по записи. Художественное образование, так или иначе застрявшее у мэтра где-то в подкорке, все же правит его видением. Когда удачно, когда нет. Так Барышников, шевелящийся в виде святого Себастьяна, напоминает об Антонелло да Мессина или Мантеньи; Жанна Моро, замершая в роли (и в платье) Марии Стюарт, как бы перерисована с работ английских догольбейновских мастеров. Ну а уж лежащий на прозекторском столе обнаженный Роберт Дауни-младший — прямая отсылка к рембрандтовской «Анатомии доктора Тульпа». Бывает и так, что Уилсон западает в откровенный китч, например, когда из Изабеллы Росселини делает размалеванную куклу. Ну, так ведь он и занимается современным искусством, где китч не должен особо коробить.