Пресса о фонде
"Культура", №07 (7568) 22 - 28 февраля 2007 г.
Демонстрируя мускулы
Фонд "Екатерина" открыл собственный выставочный центр
До начала 2-й Московской биеннале современного искусства еще неделя, но ясно: форум уже вышел на старт. Одна на другую набегают выставки так называемой рамочной программы Биеннале, позволяющие с чувством, с толком, с расстановкой разглядеть творения актуальных художников, которые - предположим по опыту 1-й Биеннале - вскоре посыплются на нас как из рога изобилия. Впрочем, экспозиция "Движение. Эволюция. Искусство", с которой входит в большую жизнь (и продлится она гораздо дольше, чем масштабный, но краткосрочный международный смотр) выставочный зал Фонда культуры "Екатерина", - по сути своей эксперимент, достойный даже музея вроде Третьяковки. Но, увы, национальная галерея может теперь лишь облизнуться на многие произведения из тех, что нашли пристанище в залах и запасниках фонда. Всего их более пяти сотен, от конца XIX века до наших дней; на выставку отобрано 75, и вполне реальна надежда, что постепенно в разных комбинациях нам будут предъявлены и остальные - у "Екатерины" серьезные планы. Алгоритм избран практически музейный: за год предполагается устроить четыре выставки, и одна из них непременно включит в себя творения зарубежные - не только из собрания фонда, но и принадлежащие авторам или западным музеям. Вход - для всех желающих, билеты по сто рублей, в точности как в ГТГ, скидки для пенсионеров и студентов...
Но еще интереснее, что над новым выставочным пространством витает давняя, много лет точившая арт-сообщество в Москве и всей России "мечта-идея", как говаривал один советский киногерой. Эта мечта - о музее современного искусства - в России претворяется в жизнь уже добрый десяток лет, и не сказать что безуспешно. Институций, связанных с сегодняшним арт-процессом, в Москве уже немало, особенно если к недлинному списку музеев и госцентров добавить перечень частных галерей. Но чувства удовлетворенности все нет как нет, хотя ведь почивать на лаврах - это удел, не достойный ни художника-"актуала", ни продвинутого искусствоведа. Да и кто рискнет утверждать, что музеев contemporary art не должно быть много? Тем и хорош живой арт-процесс - можно не только отслеживать, но и приобретать работы с пылу с жару. Их можно сложить в головоломку какой угодно сложности, величины, стилистики. Так и поступили кураторы, для первого бала избрав тему движения - совершенно необъятную; но и с ней, как выяснилось, можно справиться. Особенно если не ограничиваться жесткими рамками стиля или круга авторов, а свободно и незашоренно совместить экспонаты из разных эпох - была бы ясна задача и логика!
Выставка необычна и по концепции дерзка, но вообще тематическая подборка зачастую бывает интереснее, а для куратора благодатнее, чем жанр персоналии.
В данном случае кураторам проекта можно позавидовать: искусствовед Александра Харитонова вместе с совладелицей коллекции, чье имя носит фонд, - Екатериной Семенихиной, в сущности, могут тасовать экспонаты, как карты в колоде, и выстраивать из них все, что пожелают. Во всяком случае, темы движения и эволюции, связав их воедино, они сумели подать и изысканно, и нескучно. Вспомнили о том, что на движении и скорости был "подвинут" авангард, - и открыли анфиладу, на поверку оказавшуюся лабиринтом (придумал такой ход молодой архитектор Константин Ларин), картинами "амазонок" Варвары Степановой и Любови Поповой. Обнаружили в коллекции работы, способные раскрыть все ускоряемое движение как в пространстве, так и во времени; обыграли физические упражнения, культ тела и спорта, присущий раннему соцреализму, а ныне вновь выплывший на поверхность - в опять обновленном мире, уже без борьбы за социализм, но со стремлением к вечной молодости. Задумались о взаимопроникновении мотивов при "смене вех" - смотрите, как порыв мухинских "Рабочего и колхозницы" иронично подхватил Александр Косолапов, поставив на пьедестал бронзовых героев с головами Микки-Мауса и его подруги Минни. Наконец, предложили, сопоставляя имена художников, понаблюдать движение их по Москве - от Лианозова к "Сретенскому бульвару", от Мастерковой и Плавинского - к Штейнбергу, Пивоварову и Шварцману, а дальше - за пределы города, куда устремлялись кинетисты во главе с Франциско Инфанте...
Вводят же в экспозицию прозрачный, замешенный на техницизме вкупе с гендерной темой "Генератор времени" (инсталляция Татьяны Баданиной) и помещенное над лестницей, ведущей в залы, гигантское полотно Джеймса Розенквиста "Добро пожаловать на водную планету", где сплелись цветок (апофеоз натурального мира, вечного гения эволюции) и спираль, символ движения. А все вместе - искусство, неподдельное и всегда обновляющееся, подобно круговороту природы... Но лирический тон следует быстро отставить, разглядывая взмывшего под потолок "Космонавта" от Олега Кулика. Восковую парсуну астронавта окружают стул, тоже пытающийся взлететь (Филипп Раметт), и прикованное цепями "Облако" из стекла Мурано (Ульрих Винтерсборг; эти фамилии подтверждают, что владелец коллекции не зацикливается на лозунге "Покупай отечественное", но верит в перспективу наших вписаться в мировой контекст). Правда, и дальше вдруг мы наткнемся на лирику, которая, как ни странно, не чужда и такому enfant terrible, как актуальное искусство: и оно не обходит молчанием "вечные ценности". Пожалуй, тем, кто склонен демонизировать "актуальное", стоит увидеть хотя бы доверчиво поворачивающийся к нам цветок из поролона от Сергея Шеховцова, видеоролик Виктора Алимпиева "Олень" или холст Валерия Кошлякова "Мальчик". Описывать художественные достоинства этих и многих других экспонатов не стану, отмечу лишь - минимум половине смело можно приписать пресловутое "музейное качество", а разнообразие техники, жанров и авторской манеры говорит само за себя. Правда, при перечислении имен авторов можно заподозрить что выставка - этакий дайджест последних галерейных выставок. Ан нет, есть тут и "старые мастера" вроде Самуила Адливанкина, Александра Тышлера или Юло Соостера, чьи почти неведомые картины наконец вырвались из тисков семейных коллекций, а панно Александра Самохвалова "Советская физкультура" так и вовсе создавалось для советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже... Тему эволюции начинает "настоящая" обезьяна от Тони Мателли ("Fuck'd" - "Затраханный", без слез не взглянешь - вся ощетинилась воткнутыми в искалеченное тельце колюще-режущими предметами), а завершают "Маленькие человечки" - скандально знаменитая видеоинсталляция "Синих носов" - и печальная, утонувшая в зеленой воде Спасская башня Андрея Филиппова, будто сброшенная с казацкого струга вместо иноземной княжны. Не очень понятно, почему кодой выставки решено сделать "Спортсменку" Кулика, окруженную вариациями на тему флагов, но так или иначе, а последний зал "отвечает" за Искусство.
Словом, эксперимент удался. Площадка выгодно расположена в центре Москвы, хоть и на улице, мало связанной с искусством (даже роскошное барочное здание напротив арт-центра известно большинству не как усадьба графа Ростопчина, куда с Бородинского поля привезли смертельно раненного генерала Багратиона, но как резиденция ЧК - ГБ; даже интерьер кафе близ входа в фонд украшен зелеными лампами и отточенными карандашами, вызывая ассоциации с кабинетом советского чиновника, а конкретнее - напоминая о размещавшемся в этом доме прежде Наркоминделе). Как знать, не поможет ли причащение актуальным творчеством сменить привычную всем малоприятную ауру Большой Лубянки! Отрадно, что хотя бы некоторые из сонма частных коллекционеров не сундучат свои сокровища, наслаждаясь их созерцанием в узкой компании "своих", а начинают движение навстречу городу - столь же многоликому, как и современное искусство.
Елена ТИТАРЕНКО