"Газета", 25 февраля 2007 г.

Загадочная любовь частного коллекционера "Движение. Эволюция. Искусство" в новых залах Фонда культуры "Екатерина"

Очередной вернисаж, приуроченный к открывающейся в начале марта II Московской биеннале современного искусства, состоялся в доме на углу Большой Лубянки и Кузнецкого Моста. Фонд культуры «Екатерина» провел презентацию выставки «Движение. Эволюция. Искусство», подготовленной на материале собственной коллекции, и нового выставочного пространства.

Фонд культуры «Екатерина» не новичок в столичном художественном контексте; достаточно вспомнить осуществленную при его участии выставку «Бубновый валет», с успехом показанную за границей, в Русском музее и в ГТГ на Крымском Валу. Адрес нового «екатерининского» выставочного зала помнится еще с предыдущей биеннале: в 2005 году фонд «Художественные проекты» представлял здесь «Информбюро. Современное искусство России». Теперь залы второго этажа, прежде необжитые, превратились в роскошное экспозиционное пространство с высокими окнами.

Новая выставка - не материализовавшаяся кураторская концепция, а просто показ экспонатов, объединенных фамилией владельцев Екатерины и Владимира Семенихиных; иногда это вещи исключительного художественного уровня, в других случаях - просто дорогие. Главная драматургическая фишка показа - совмещение самых разных произведений различных десятилетий ХХ века на одних стенах. Висят, например, при входе работы Варвары Степановой, Александра Тышлера и Любови Поповой, следом - произведения Михаила Шварцмана и Лидии Мастерковой. За углом же - Сергей Бугаев (Африка). Такое совмещение экспонатов давно опробовано множеством европейских арт-ярмарок и галерей. Но в силу неразвитости российского рынка сосед соседу всегда конкурент, и подобные технологии у нас что-то не приживаются.

Разумеется, тот (или те), кому довелось работать над нынешним проектом, не исходил из коммерческой сообразности эстетического контраста, был ограничен одной-единственной коллекцией, однако попытался подвести теоретическую базу под вынужденно складывавшийся контекст. Советское искусствознание нередко обслуживало идеологические требования своего времени, причем делало это охотно и исключительно творчески. Как выясняется, школа и традиция живы и поныне, иначе не объяснишь эти «исповеди на заданную тему», расклеенные по стенам под видом экспликаций. Непонятно, как можно одинаково тепло относиться к живописи Самуила Адливанкина и муляжам Олега Кулика. Любовь, в том числе частного коллекционера, - огромная и, главное, загадочная страна.

СЕРГЕЙ САФОНОВ




График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка