Пресса о фонде
«Time Out. Москва», 15-21 мая 2006 г.
Коллекционеры
ЕкатеринаиВладимир Семенихины.
Владельцы фирмы «Стройтэкс». Члены Попечительского совета Третьяковской галереи и Русского музея. В минувшем сезоне организовали выставку «Бубновый валет» в Монако, Русском музее и Третьяковской галерее. Показывают часть своей коллекции в разделе некоммерческих проектов нынешней «Арт-Москвы».
Все опрошенные эксперты-инсайдеры дружно назвали собрание актуального искусства Екатерины и Владимира Семенихиных лучшим в Москве: известно, что они покупают работы практически у всех ведущих галерей города. Тем не менее супруги честно отказались подтвердить это мнение. Владимиру непонятно, почему многие коллекционеры скрывают свои собрания: «Мы считаем, что если ты собираешь произведения искусства, то просто обязан участвовать в выставках, поддерживать любимых художников. Люди, которые запирают картины в чуланы, наверное, тоже преследуют свои интересы, но это больше похоже на инвестирование, а не на коллекционирование. Одним все равно, куда вкладывать деньги, другим нравится сам процесс (это как раз самые истовые коллекционеры). А мы люди достаточно разумные, покупаем вещи не для вложений, а просто потому, что они нам нравятся. Перед «Арт-Москвой» сели и подсчитали — получилось, что за последние десять лет мы купили работы 42 актуальных художников, не считая шестидесятников. Это стало для нас большим сюрпризом — потому что таких подсчетов мы никогда не вели. Мы интересуемся не количеством картин, а самими произведениями».
Екатерина подтверждает, что они с Владимиром готовы переплачивать за понравившиеся вещи: «Мы покупаем даже чуть дороже — ничего страшного, со временем цена дорастает». Свое собрание Семенихины не считают самым выгодным вложением денег: «Коллекция — это засада для инвестора. Можно вложиться в пять предметов искусства, чтобы потом продать их с прибылью. Но когда у тебя 50 произведений, это сделать уже гораздо труднее. Найти покупателя на полсотни шедевров гораздо труднее, чем на один».
Владимир и Екатерина — практически единственные московские коллекционеры, которые активно работают с музеями и сами делают каталоги. Они участвуют в огромном шоу советского искусства «Время перемен» в Русском музее. На грандиозной выставке «Россия», переехавшей недавно из нью-йоркского Гуггенхайма в Бильбао, представлены принадлежащие им «Теннисистка» и «Гагарин» Олега Кулика, «Флаги» Павла Пепперштейна. Издают трехтомный каталог медитативного шестидесятника Дмитрия Краснопевцева. Вскоре должны открыться залы фонда культуры «Екатерина» на Лубянке, на 800 кв.м. которого можно будет увидеть часть собрания Семенихиных.
Как и многим коллекционерам современного искусства, Семенихиным еще нет сорока. Собирать начинали с классики — небольшая коллекция у Екатерины была еще до ее знакомства с Владимиром. «Коллекционирование начинается с покупки квартиры, куда надо что-то повесить. Сейчас в моде современные интерьеры, которые требуют современных вещей... Мы очень благодарны Айдан Салаховой, которая в свое время показала нам мир современного искусства», — говорит Екатерина. Они с мужем одними из первых в своем поколении заинтересовались художниками круга «Бубнового валета». Постепенно пришел интерес к актуальному процессу: «Мы не могли созреть сразу до Кулика, например, или Звездочетова. Пришлось пройти определенный путь, чтобы сформулировать для себя представление о том, что такое художественная ценность. Но, в отличие от многих людей, которые перешли только на актуальное искусство, мы сохранили любовь и к классике». В семье царит полная гармония — приобретают только то, что заинтересовало обоих: «Мы, конечно, советуемся с экспертами, но выбираем сами. Так удачно сложилось, что мы и по жизни друг друга нашли, и в искусстве друг друга дополняем». Страсть к коллекционированию Владимир Семенихин объясняет близостью этого занятия к его основному: «Я строитель — в Америке, например, все выдающиеся коллекции созданы строителями. Профессиональная психология такая — собирать в одном месте единое целое из кусочков».
Екатерина утверждает, что пока у них с Владимиром нет намерения «создать выдающийся музей»: «Перед нами стоит другая задача. Нам проще отказаться от покупки одного шедевра, чтобы на эти деньги сделать серьезную выставку, которая подтолкнет интерес к этому художнику и его искусству. Сейчас мы готовим большую экспозицию Эрика Булатова. Этот проект по масштабу финансирования сопоставим с «Бубновым валетом» — работы находятся в разных местах, приходится свозить из семи стран».
Сейчас единственное частное собрание где одновременно находятся произведения Айвазовского, Кончаловского и Кулика, делает прорыв в еще одну почти заповедную для российского коллекционирования область — Семенихины начали покупать современное западное искусство, заинтересовавшись художниками, представленными в галерее Татинцяна.
Проблемы:
-
«По сравнению с Америкой или Европой в нашей стране мало художников. К тому же большинство из них, к сожалению, очень медленно работают: делают несколько вещей в год - и им достаточно. Многие критикуют Дубосарского и Виноградова за трудолюбие, но это же здорово, что люди могут много делать. Но вообще художников надо подталкивать и стимулировать, чтобы они больше творили»
-
Известному коллекционеру непросто - за всеми его действиями внимательно следят, стараясь перехватить работы. Семенихиным приходится скрывать свой интерес: «Мы стараемся вести себя правильно, чтобы у нас не увели работы из-под носа, - тогда появляется время для вдумчивого анализа и взвешенной покупки. Мы же не спекулянты - не скупаем все за любые деньги; просто у нас есть ощущение, что на наш век хватит»
Совет:
«Конечно, цены на объекты искусства растут, но рынок еще не достиг потолка. Знаете, брокеры делают определенные установки на акции разных компаний: "покупать", "держать" и "продавать". Наша рекомендация - покупать»
Арт-Москва
17-21 мая, ЦДХ