"Коммерсант Власть", № 37 (691), 18 сентября 2006 г.

Кристальная неясность
20 сентября в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу откроется ретроспектива Эрика Булатова. Эта выставка должна окончательно закрепить за художником звание живого классика современного искусства.

Одного из самых известных в мире советских художников-концептуалистов в России фактически не видели. Здесь отлично знают имя его соседа по нонконформистскому политбюро Ильи Кабакова. Булатов известен чуть меньше — возможно, потому, что работал не в жанре инсталляций, а в классической и медленной живописной технике. А ведь в Москве 1970-х искусствоведы всерьез спорили, кто интереснее — Илья Кабаков с его преображениями советского быта или Эрик Булатов, сделавший из политического плаката полноценную картину. Булатова у нас сначала записали в гиперреалисты. В конце концов, именно им удалось отойти от объекта изображения на некоторую дистанцию и охладить эмоции. Но советские гиперреалисты слишком увлекались фотоэффектами — в отсутствие фотошопа их плакатная рукотворная техника производила впечатление обмана. Булатов стал писать тексты прямо поверх изображения, и его размашистые надписи рубленым шрифтом «Вход — Входа нет», «Опасно», «Иду», «Живу-Вижу» спорили с гиперреалистичной картинкой. Поскольку слова были казенные, советские, Булатова попытались отнести к соц-арту. Но и в эту ячейку художник не поместился: в его работах не было свойственной соц-арту прямолинейной иронии — они философичны, созерцательны и должны были рождать не смех, а удивление, оторопь, растерянность. Это стало ясно, когда Булатов начал работать на Западе, сменив кириллицу на латиницу,— с исчезновением СССР его искусство ничего не потеряло. От смены языка — «Живу - Вижу» на «New York» или «Liberte» — в структуре его вещей ничего не изменилось, он остался таким же эффектным, таким же узнаваемым и таким же современным. Вот только в России об этом мало кто знал.

Первым масштабную персональную выставку в новой стране представил Илья Кабаков . В 2004 году эрмитажная экспозиция «Случай в музее и другие инсталляции» закрепила за художником статус генерала российского современного искусства .

Работы Эрика Булатова выставляли в ГТГ на год раньше, в 2003-м, в честь 70-летия художника , но это были преимущественно эскизы и графика — не так уж много вещей тогда было в распоряжении кураторов.

Открывающаяся ретроспектива Эрика Булатова в Третьяковской галерее — самая большая из когда-либо проводившихся в России и за ее пределами. В залах галереи на Крымском валу представят 150 картин, рисунков и образцов книжной графики, собранных более чем из 10 крупнейших европейских и американских музеев, а также из 29 частных собраний, в том числе из собрания легендарной Дины Верни, музы Майоля и собирательницы нового русского авангарда .Чтобы донести свое послание до зрителей, Эрик Булатов сам выступил куратором выставки . Он разбил экспозицию на основные этапы творческого пути и сопроводил произведения подробными объяснениями. Точно так же, как когда-то нанес на поверхность советской жизни свои ничего не объяснявшие слова.

Рита Русакова

 




График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка