ВСЕ ВЫСТАВКИ
СОТВОРЕНИЕ МИФА
20 сентября – 17 ноября 2024
Возрастное ограничение: 18+
Кураторы проекта: Дмитрий Гайков, Наталья Гудович
Автор текстов: Алёна Дятко
Проект «СОТВОРЕНИЕ МИФА» в пространстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» объединил более восьмидесяти художников и представил исследование мифотворчества как акта создания новой реальности. Каждый из участников выставки создал свой миф – и одновременно мир, прибегая к различным техникам, будь то живопись, графика, скульптура, медиа-арт или инсталляция. Выставка демонстрировала полифонический диалог мифологий авторов разных поколений. В экспозицию вошли произведения художников, ставших классиками современного искусства, таких как Илья Кабаков, Константин Звездочётов, Никола Самонова, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Егор Остров, Ольга Тобрелутс, Аркадий Насонов, Айдан Салахова, Владимир Дубоссарский, Андрей Хлобыстин, Иван Разумов, Владимир Потапов, которые взаимодействуют с работами более молодого поколения авторов – среди них Егор Кошелев, Иван Плющ, Даниил Архипенко, Наталья Гудович, Ирина Петракова, Торнике Бенделиани, Анна Лапшинова, Ирина Дрозд, Кирилл Манчунский, Настя Антипова, Вова Перкин, Элене Метревели и многих других.
Миф – глубинный источник человеческой культуры, связывающий воедино искусство, религию и философию. Озарения первооткрывателей, видение будущего, альтернативные миры, вспышками врывающиеся в наш сон, – всё это зарождается в изначальном, магическом круге мифа. Фантазии, химеры, ужасы и иллюзии – во сне, средь бела дня или в состоянии безумия – приходят к нам из бессознательного, из неизведанных глубин, в которые социальное сознательное боится спускаться.
Миф есть слово. Слово чудесное, развернувшееся до истории со своими правилами и героями. Слово успокоительное: миф – это ответ на вопрос ещё до того, как этот вопрос задали. Слово понятное, данное человеку в конкретно-образной форме. Это не сказки древних народов, не анахронизм в эпоху постинтернета, но слово, рассказанное автором здесь-и-сейчас.
Мифотворчество никогда не увядало – во все времена и при любых обстоятельствах. Мифотворчество – многократно повторяющийся, личный акт свободной воли художника. Творение мифа – всегда творение мира, мира свободного от условий, заданных не тобой. Творение мифа подобно сну: здесь символ властвует над знаком, ирреальность – над физическими законами, а неизгнанные образы детства – над логическими взаимосвязями.
«Миф нужно смотреть во сне», — фраза Карла Юнга, которая в контексте выставки – не просто фигура речи, но акт творческой психотерапии, призванный вернуть художнику систему понятной многообразной реальности, в которой есть место символу, личной истории и интуитивному схватыванию узнаваемых сюжетов зрителем на уровне бессознательного.
В условиях информационного навала побег из неудобной действительности невозможен уже потому, что бежать неоткуда. Единой реальности больше нет. Причиной всему – концептуальный язык современного искусства, который, захватив все сферы жизни, нарочито усложнил доступ человека к смыслу: материя последовательно отделялась от образности, слово – от вещи, смысл – от знака. Расщеплённый язык искусства заменил собой подлинную реальность. Содержание устранилось формой. Целостность заместилась фрагментарностью. Пребывая в пространстве такого языка, почва уходит из-под ног. Непрозрачность современного слова делает речь плоской, а метафору и символ – лишь стилистической фигурой.
Личное мифотворчество становится для искусства единственной возможностью выйти за пределы мира, где нет метафоры. Связывая между собой разноуровневые фокусы восприятия, метафора выступает актом поэтической терапии, проводником между личным опытом и коллективным бессознательным. Возвращая метафору в художественный текст собственного мифа, автор становится своего рода демиургом. Почти все художники создают свой собственный символический язык, но не все творят свой миф.
Сотворённые каждым из представленных художников миры, будь то фантастические ландшафты, населённые необычными существами, или абстрактные пространства, наполненные еле уловимыми смыслами, расширяют личное до универсального, и наоборот. Выстраивая собственную мифологическую систему, автор, с одной стороны, создаёт понятный для себя мир, расшифровывая часть запутанной реальности, с другой – метафорически присваивает реальность, возвращая её субъекту. Сотворение мифа — не просто создание альтернативных художественных вселенных, но появление миров, в которых все внутренние проблемы решены, а спокойствие — необходимый фундамент.
Продюсерская группа проекта: Untitled Foundation, самоорганизация художников AIDAN STUDIO, Академия Креативных Компетенций ARCUS.
Проект организован при поддержке консалтинговой компании «Руспартнерс», лично – Дины Акимовой, Марии Махотиной, бренда Pink Bus, лично – Марии Батюхновой и Екатерины Левченко, «ЛКА-инжиниринг», лично – Антона Жидовских, а также Веры Барановой.
Особая благодарность Музею Новой Академии в Санкт-Петербурге и лично Марии Новиковой-Савельевой, Санкт-Петербургской Новой Академии, галерее Марины Гисич, Vladey, pop/off/art Gallery, Галерее 11.12, Anna Nova gallery, Pogodina gallery, Artzip, Evdokimov gallery, Е.К.АртБюро, FINEART gallery, Галерее Тотибадзе, Алексею Бокову.